Толкования на Лк. 24:25

Свт. Филарет (Дроздов)

Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

Укоризны, которые Господь обращает к своим ученикам, указывают нам два рода опасностей, угрожающих поколебать наше постоянство и нашу верность в служении к Богу. Часто люди мало заботятся о своём научении истинам Евангелия, — истинам неудобоприемлемым для повреждённой природы; отсюда происходит недостаток света и духовной силы, чтобы проникать в глубину таинства креста, который есть таинство жизни человеческой, единственная надежда спасения, единственный ключ, отверзающий для нас небо. Упрёк Спасителя, в этом отношении, есть одно из действий Его любвеобильного попечения о сердце, предающемся малодушию более по слабости, нежели по причине порочности, и о самом грешнике, которого Он ищет отвлечь от его заблуждений.

Но как постыдно для нас то преступное невнимание, какое оказываем мы к присутствию нашего Божественного Наставника, Который непрестанно сопутствует нам, как и странникам Эммаусским, вместе и как Царь, и как Пастырь, и как Судия! Как Царь, Он указывает нам путь Своим примером и повелевает следовать за Собою; как Пастырь, Он Своими заслугами и Своею благодатью, сопровождает нас и способствует нам и в удалении от зла и в исполнении добра; как Судия, Он испытывает наши поступки, чтобы каждому воздать должную ему награду или наказание. Он Сам соделывается странником, чтобы научить нас, что и мы на земле не имеем постоянного жилища, но созданы для жительства более славного; что поэтому на земле мы должны жить как наследники неба и вечности, а не как существа, которые живут только на короткое время и заботятся только о настоящем, не помышляя о будущем.

Избранные места из Священной Истории

Блж. Августин

И Той рече к нима: о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы

См. Толкование на Лк. 24:13

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25-35 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба

Поскольку они размышляли по-человечески и страдали большим сомнением, то Господь называет их несмысленными и медлительными в веровании всему тому, что предсказывали пророки. Ибо можно веровать отчасти и веровать всецело. Например, кто надеется, что Христос придет для спасения народа, впрочем, не для спасения душ, но для восстановления и избавления иудейского народа, тот верует не настолько, насколько должно веровать. Равно и тот, кто словам Давида: «пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс. 21:17) и прочим словам относительно креста и обстоятельств на кресте верует, как пророчеству от лица Господа, и места Писания о страдании принимает, но не принимает в рассуждение места о воскресении, каковы, например, сии: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), «между мертвыми» (Пс. 87:6), «освобождает узников от оков» (Пс. 67:7) и подобные, тот имеет веру не совершенную, но верует отчасти. А должно верить пророкам во всем, как относительно состояния уничижения, так и относительно состояния славы. Ибо Христу нужно было пострадать - это уничижение. Но нужно было Ему войти и в славу Свою - это прославление. Вы же так несмысленны, что слыша Исаию, говорящего о том и другом состоянии, именно: «веден был Он на заклание» и «хочет Господь явить Ему свет» (Ис. 53:7-11), первое принимаете, а о втором не помышляете: тому, что Он «изъязвлен был», веруете, а того, что Господь хочет очистить Его от язвы (Ис. 53:5-10), и в ум не берете. Но поскольку, «говорит», вы «несмысленны», то есть медлительны (ибо если бы они были несмысленны то Он ничего не стал бы и говорить им), поскольку вы медлительны, то Я раскрою ваш ум и сделаю его быстрым в мышлении. Поэтому Он и изъяснил им из Моисея и из всех пророков сказанное о Нем. Таинство жертвоприношения Авраамова, когда он, оставив живым Исаака, принес во всесожжение овна, служило прообразованием относительно Господа, как и Сам Господь говорит, что Авраам видел день Его, и возрадовался (Ин. 8:56). И это место: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор. 28:66), в одно и то же время указывает и на распятие словом «висеть» и на воскресение словом «жизнь». Рассеяны и в прочих пророчествах изречения о кресте и о воскресении, особенно у важнейших пророков. Таких мест можно набрать и из них. - Примечай, пожалуй, и то, что вход в славу зависит от перенесения страданий. - Господь показывает вид, что хочет идти далее, без сомнения, по человечеству. - Когда Он соизволяет, тогда очи их отверзаются, и они узнают Его. Сим обозначается и нечто другое, именно: что у тех, кои причащаются благословенного хлеба, отверзаются очи для указания Его. Ибо плоть Господа имеет великую и несказанную силу. - Он становится им невидимым, потому что имел не такое уже тело, чтоб надолго пребывать с ними телесно, и вместе для того, чтобы таковым действием еще более усилить их любовь. - Они так обрадовались что «в тот же час: встали и возвратились в Иерусалим, впрочем, возвратились не в тот же час, ибо встали в тот же самый час, а возвратились спустя столь много (времени), сколько нужно было им на переход расстояния в шестьдесят стадий. В эти часы, конечно, Господь явился и Симону, покуда эти два мужа совершали обратный путь в Иерусалим. - «Сердце» их «горело» или от огня слов Господних, когда при изъяснении Господом они внутренне разгорались и соглашались с Его речами как истинными, или, когда Он изъяснял им Писания, сердце их билось и внутренне говорило: Сей Самый, Который изъясняет нам, есть Господь.

Прот. Иоанн Бухарев

И Той рече к нима: о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы

О несмысленная и косная (медлительные) сердцем и пр. Когда Еммаусские путешественники высказали Господу обстоятельства, вследствие которых находятся они в недоумении, тогда Он еще не открывается им, но как бы какой, искусный в Писании, еврейский учитель объясняет, что они сами виновны в том, что не понимают случившегося, а оттого и находятся в недоумении и даже в скорби: они веруют не всему, что предсказано пророками. При этом Господь еще даже упрекает их, называя медлительными в вере предсказаниям пророческим. Надобно веровать всему, что предсказано, и тогда для них будет понятно совершившееся на их глазах с их Учителем, и – они уверуют Его воскресению, как бы такое заключение выводит Господь.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 25-27 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании

«Тогда Он сказал им», точнее: и Он, со Своей стороны, после того как ученики обнаружили такую безутешность, сказал им.

«О, несмысленные», т. е. неспособные к уразумению (ἀνόητοι – относится к мыслительной способности), «и медлительные сердцем», т. е. неспособные к живым чувствованиям и слабые волею.

«Чтобы веровать всему» – не только отдельным пунктам, на которых останавливались пророки, а вообще всему изображенному у пророков ходу домостроительства спасения. У них, апостолов, нет такого обширного кругозора, при котором бы можно было дать ясный смысл каждому событию из жизни Христа и, в частности, понять смысл Его смерти.

«Не так ли надлежало…» Точнее: не это ли (именно что Он перенес) нужно было претерпеть Христу и потом войти в Свою славу (т. е. стать Царем славного Своего Мессианского Царства)?

«И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им» (ἀπὸ Μοϋσέως καὶ ἀπὸ πάντων τῶν προφητῶν), т. е. Христос начал Свои разъяснения истории домостроительства человеческого спасения с книг Моисея, а потом, покончив с ними, перешел к книгам пророческим и указывал в них места, относящиеся к Нему как к Мессии и, таким образом, обозрел все мессианские пророчества, находящиеся в Священном Писании. Вероятно, под пророческими книгами здесь евангелист понимает все остальные книги Ветхого Завета после книг Моисеевых, следовательно, и псалмы, пророчества которых Христос не мог здесь не привести, раз Он приводил их и раньше (см., например, Лк. 20:42).

Толковая Библия.