Толкования на Мф. 6:31

Свт. Василий Великий

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Вопрос. Поелику Господь повелевает не заботиться о том, «что нам есть, или что пить, или во что одеться»; то до чего простирается сия заповедь или как выполняется?

Ответ. Заповедь сия, как и всякая заповедь, простирается даже до смерти, потому что и Господь «послушным» был «даже до смерти» (Флп.2, 8). Выполняется же она при уповании на Бога. Ибо Господь, запретив заботу, присовокупляет обетование, говоря: «Отец ваш Небесный знает», в чем имеете нужду, прежде нежели попросите у Него (Матф.6,32). Таков был Апостол, который говорит: «имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2Кор. 1, 9), то есть, по душевной решимости и готовности ежедневно умирал, но Божиим благоволением был соблюдаем. Посему с дерзновением говорил: «нас почитают умершими, но вот, мы живы» (2Кор.6 9). Решимости же такой способствует пламенное рвение и ненасытимое вожделение о заповедях Господних; обладаемый сим желанием не имеет и досуга рассеиваться попечением о потребностях телесных.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Видишь ли, как Он опять, и притом гораздо сильнее, нежели прежде, обличает слушателей, и показывает притом, что Он не заповедует ничего трудного и неудобоисполнимого? Подобно тому как тогда, когда Он говорил: если любите любящих вас, то ничего великого не делаете, – и язычники тоже творят (Мф. 5:46-5:47), – этим напоминанием о язычниках возбуждая Своих слушателей к большему, – так и теперь представляет язычников для того, чтобы обличить нас и показать, что Он от нас требует самого необходимого. Если нам должно превзойти книжников и фарисеев, то чего мы будем достойны, когда не только не превосходим их, но и пребываем в слабости язычников и ревнуем их малодушию?

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 22-я.

Свт. Григорий Палама

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Не от труда удерживает, но отстраняет от заботы, перенесши надежду на Бога, чтобы наш труд не был бы безнадежным или чтобы при труде наша надежда не имела бы неправильной ориентации. «Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся», непрестанно думая об этом и когда выдуман повод, то как бы имеющие извинение для этого, мы (всею) душою погружаемся в это и опускаемся, и не допускаем себе воззреть на небо. По этой причине Бог таким образом устроил наше естество, чтобы при теле не неподвижном, но могущем двигаться и передвигаться и делать все то, в чем оказалось бы нужда, дух мог бы быть занят другим: так чтобы телом мы бы действовали свойственное ему, а душою взирая к Богу, искали у Него небесных благ.

Омилия 26, произнесенная во время жатвы.

Блаж. Августин

Ст. 31-33 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться, потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

[Христос] самым очевидным образом показал, что не следует стремиться к этим [вещам], словно к нашему благу, чтобы ради них мы делали хорошо, если что-то делаем, но все же они являются необходимыми. Ведь какова разница между благом, которого следует искать, и необходимостью, которую следует принимать, [Христос] показал в этой заповеди, когда говорит: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Следовательно, Царство и правда Божия являются нашим благом, и к этому следует стремиться, и в этом состоит наша цель, ради которой мы совершаем все, что только совершаем. Но поскольку в этой жизни мы боремся за то, чтобы могли достичь этого Царства, она не может протекать без этих необходимых [вещей].

Ведь когда Христос сказал, что то прежде, Он указал, что это более позднее следует искать не по времени, а по достоинству: то - словно наше благо, а это - словно нашу необходимость, однако необходимость ради того блага.

О нагорной проповеди Господа.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 31-32 Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? потому что всего этого ищут язычники

Когда человек перестал верить в Бога и отошел от всех духовных стремлений, он с такой же страстью отдается заботе о всем внешнем: пище, одежде, доме. Свои таланты он отдает на развитие земной культуры: она заменяет человеку Бога и благодатную христианскую жизнь в Боге; из христианина такой превращается в язычника. Он теперь начинает действительно трусить: а вдруг не станет у него хлеба, или сгорит дом, или будет голод… Это потому, что он потерял точку опоры для своей жизни и жизни всего мира. А такой незыблемой опорой является всемогущий и любвеобильнейший Бог, Отец всех людей и Владыка Вселенной… Христианская вера учит нас, что внешняя культура есть дело доброе, но не самоцель, а средство для человеческого благополучия на земле; целью же является жизнь людей по Божии, для Бога, в Боге. А также вера христианская указывает на ту, очевидную для всех, истину, что и внешняя культура, если имеет прогресс, – то не столько благодаря усилиям и гению человеческому, а именно по милости Бога, который вразумляет человека, Им же созданного, и повелевает природе неодушевленной, и зверям, и птицам, и гадам слушаться человека – венца и царя среди всего сотворенного на земле.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 31-34 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы

Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

Таким образом, воспрещающий заботы о будущем позволил нам иметь заботы о настоящем. Поэтому и апостол говорит: Ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас (1 Фес. 2:9). Под словом «завтра» в Священном Писании разумеется будущее время, как говорит [патриарх] Иаков: И услышит меня завтра праведность моя (Быт. 30:33) и при вызове тени Самуила волшебница говорит Саулу: Завтра ты будешь со мною (1 Цар. 28:19).

довлеет дневи злоба его

Здесь он говорит не о злобе в противоположность добродетели, но о трудностях, огорчениях и притеснениях века сего. Таким образом и Сара огорчала Агарь, служанку свою (Быт. 16:6), что многозначительно на греческом языке выражается словами: έκάκοσε αύτήν, т. е. озлобила ее. Итак, нам достаточно помышлений о настоящем времени: оставим заботу о будущем, которая ненадежна.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 31-32 Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? потому что всего этого ищут язычники

Есть не запрещает, но запрещает говорить: «что будем есть?» Богатые с вечера говорят: «что будем есть завтра?». Видишь, что Он запрещает? Запрещает изнеженность и роскошь.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся

Опять повторил речь о заботе, потому что она сильна и трудно освободиться от нее. Подумай также о том, что если нам повелено не заботиться о необходимом, то на какое прощение мы можем надеяться, если заботимся о том, что не необходимо?

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 31-33 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

Излишняя заботливость о земном свойственна язычникам, которые не веруют в Бога Промыслителя, которые живут только для земли, не мыслят о небе. Но христиане веруют в Бога, Который знает, что они имеют нужду во всем этом, т. е. в пище и проч., и их долг больше заботиться о небесном, чем о земном, – искать во-первых царствия Божия, т. е. вступить в члены Христовой церкви, и правды его, т. е. оправдания чрез веру и исполнение закона Христова. И если они будут поступать так, то и это все приложится им, т. е. и земные блага будут даны им от Бога, как бы в воздаяние за труды и искание царства Божия.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.


В этих словах Христос указывает еще причину, кроме указанных выше (ст. 24 и др.), почему должно более заботиться о духовном, чем о земном. Языцы (язычники) ищут. Господь как бы так говорит здесь: язычникам, которые не знают истинного Бога и Его провидения, которые живут только для земли и не помышляют о будущей жизни, свойственна излишняя заботливость о земных благах; а вы, верующие в истинного Бога и в будущую блаженную жизнь, вы, ведающие Его попечительность о вас, по которой Он знает, что вам нужно, и всегда готов дать вам это необходимое, – вы должны стремиться к небесному и совершенно полагаться на Бога.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Смысл выражений тот же, что и в 25 ст. Но здесь мысль излагается уже в качестве вывода из предыдущего. Она блестяще доказана приведенными примерами. Смысл тот, что все наши попечения и заботы должны быть проникнуты духом надежды на Отца небесного.

Троицкие листки

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Итак не заботьтесь, — говорит Господь наш, - И не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Еще в Ветхом Завете сказано: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного (Притч. 10:3). Я был молод и состарился, — говорит царственный старец, пророк Давид (Пс. 36:25), — и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба.

Троицкие листки. №801-1050.