Толкования на Мф. 10:39

Свт. Иоанн Златоуст

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

Видишь ли, как вредно любить душу более надлежащего, и как полезно ненавидеть ее? Так как требования Христа были тяжки, поскольку Он повелевал им восставать и против родителей и детей против природы и сродства, против вселенной и даже против собственной души, – то обещает за это и награду самую великую. Это, говорит, не только не причинит вреда, но даже принесет величайшую пользу; противное же тому будет пагубно. Так Он и везде делает: что для людей вожделенно, тем и убеждает.

Почему ты не хочешь возненавидеть душу свою? Потому ли, что любишь ее? По этому самому и возненавидь, и тогда всего более принесешь ей пользы, и докажешь, что ты любишь. И заметь, какая здесь неизреченная премудрость! Он говорит о пренебрежении не родителей только и детей, но и души, которая всего ближе, – чтобы необходимость первого очевиднее открылась из необходимости другого, и чтобы они узнали, что они и своим ближним доставят величайшую выгоду и пользу, когда то же самое приобретается для души, которая всего ближе.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Александрийский

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

Потерей души Он необычным образом называет здесь отделение от тела. Сберегший душу свою, то есть предпочитающий здешнюю временную жизнь и словно бы получающий от нее прибыль, претерпевает [нечто] худшее смерти, отсылаемый к вечному наказанию и смерти.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

См. Толкование на Мф. 10:38

Свт. Филарет (Дроздов)

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

Только совершенная готовность пожертвовать жизнию за Царя своего делает воина безстрашным и непоколебимым в бранном подвиге, способным к победе, достойным венца, только совершенная готовность пожертвовать всем, когда нужно, и самою жизнию за Царя-Христа, за сохранение веры в него, за соблюдение заповедей его, делает Христианина «добрым воином Ииcyc-Xpиcтoвым», способным неколебимо стоять против врагов видимых и невидимых, победить все сопротивное, достигнуть венца нетленнаго. Сие значат слова Христовы: иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю.

182. Слово на память преподобнаго Сергия, Радонежскаго чудотворца (Говорено сентября 25-го в Троицкой Лавре; напечатано в Твор. Св. Отц. 1844 г. и в собраниях 1848 г.) 1844 год

Прп. Нил Синайский

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

«Обретый душу свою, погубит ю, а иже погубит душу свою, обрящет ю» (Мф. 10:39). Примечаешь ли в словах сих прекрасное губительство и доброе обретение? Посему, когда, углубившись в душу свою, найдешь ее в каком-либо грехе, спеши погубить ее для этого бедственного состояния, чтобы обрести ее снова возвратившеюся в первоначальное доброе состояние, то есть к жизни добродетельной.

Письма на разные темы. Филиппу.

Блаж. Иероним Стридонский

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

См. Толкование на Мф. 10:38

Блаж. Феофилакт Болгарский

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

Кто заботится о плотской жизни, тот думает, что сберегает душу свою, но он губит и ее, подвергая вечному наказанию. Кто же губит душу свою и умирает, но не как разбойник или самоубийца, а ради Христа, тот спасает ее.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Обретый душу свою погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю

Обретый душу свою погубит ю

«Обретый», т.е. сберегший ее во время мученичества и не погубивший ее чрез смерть потеряет ее в будущем веке, т.е. подвергнет наказанию, как предавшую свою веру.

а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю

А у кого она будет отнята ради Меня неверующими людьми, тот скорее найдет ее, т.е. сбережет, спасет. Сказал же это, отвлекая их от малодушной любви к жизни и призывая к мученичеству. И в другом месте (в 16-й главе) опять, но только с другой стороны, Христос развивает эту мысль. Это Он обыкновенно делает по отношению ко многим предметам.

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

Сберегший душу свою потеряет ее. Лучше вам умереть ради Бога и остаться вечно живыми, чем жить ради себя и навек погибнуть. Если Тот, Кто не мог умереть, если бы Сам не пожелал, умер за нас, то тем более следует умереть ради Него нам, которые, хотим ли мы того или нет, смертны! И если Господь умер ради рабов и притом без награды, то куда более справедливо рабу умереть ради Господа и притом с наградою.

Прот. Иоанн Бухарев

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

Эти слова значат то, что кто сбережет (обретый) душу свою для сей временной жизни, например, посредством отречения от Христа (33 ст.) или какой измены Ему, или, наконец, посредством жизни рассеянной, греховной, тот (погубит ю) потеряет ее для жизни вечной, т. е. лишится сей вечной жизни и подвергнется вечной смерти, – погибели в аду. Так губили свои души отрекавшиеся от Христа во времена гонений на христиан; так погубил душу свою богач в притче о богатом и Лазаре. Напротив, кто потеряет (погубит) душу свою для сей временной жизни, – ради Меня (Христа), например, умрет за Христа или будет жить в строгом исполнении заповедей Христовых, тот сбережет ее (обрящет ю) для жизни вечной, т. е. наследует вечное райское блаженство. Так теряли свою душу для земной, но сберегали для вечной жизни свв. апостолы, мученики и подвижники.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

(Мк. 8:35; Лк. 9:24). Буквально “нашедший душу свою…” “найдет ее.” Кроме указанного места, изречение в несколько измененном виде встречается еще Матфея 16:25; Лк. 9:24; 17:33; Ин. 12:25.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее

См. Толкование на Мф. 10:37