Толкования на Мф. 14:33

Свт. Иоанн Златоуст

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

См. Толкование на Мф. 14:32

Свт. Хроматий Аквилейский

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

В том, что Господь во время шторма вошел в лодку и смирил ветер, в том, что бывшие в лодке пришли и поклонились Ему, следует видеть то, что Господь наш и Спаситель, когда пройдет шторм гонений, снова в последние дни придет к ученикам Своим и Церкви Своей. Для того Он святого Петра сделал первым из апостолов и вручил ему овец Своих, сказав: паси овец Моих (Ин. 21:17). Когда апостолы в Церкви верующих, словно находясь в лодке, узрели славу воскресения Господа, то, восхищаясь Господом и Спасителем нашим, они возвестили роду человеческому, что Он истинно Сын Божий.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Палама

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

Потому что и тогда (во время Второго Пришествия Христова): «О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:10–11). Но оставив уже символическое сравнение, вспомним начало нашей темы, именно: что искушения полезны не только для совершенных в вере, как Иову и Петру и Павлу и подобным, но и несовершенных делают совершенными; потому что и в данном случае не только Петр и не только иные Ученики, которые тогда и сами еще были несовершенными, но и все бывшие в лодке, настолько, вследствие постигшего их оного волнения, получили пользу в отношении своей веры, что и подвигнулись, придя, поклониться Иисусу и сказать Ему: «Воистинну Божий Сын еси». Значит, прекрасно говорит Апостол, которого в начале мы привели, что «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни» (Иак.1:12).

Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

Когда утишится сердечная буря от призывания Господа и отступят возбуждавшие ее ветры — бесовские помыслы, тогда помышления души воздают поклонение Сыну Божию, воздают поклонение духом, и исповедуют Его по причине полученного убеждения о Сыне Божием и Боге, о Спасителе мира, по причине полученного убеждения в самой сокровищнице души.

Аскетическая проповедь.

Свт. Николай Сербский

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

Когда Господь первый раз укротил морскую бурю и запретил ветрам, ученики говорили, как и другие обычные маловерные люди: кто это, что и ветры и море повинуются Ему? Но с тех пор они видели от своего Учителя многие знамения и слышали многие поучения, так что вера в них уже достаточно окрепла. Теперь, при сем новом могущественном чуде, они больше не спрашивают: кто это? – но, преклонив пред Ним колени, исповедают: истинно Ты Сын Божий. Это первый раз, когда ученики исповедают Иисуса Сыном Божиим. Безусловно, среди них был и Иуда. Разумеется, и он исповедал сие, однако позднее из-за своего сребролюбия он полностью отрекся от Господа и Учителя своего. Отрекался, правда, и Петр, притом три раза, но отречение Петрово было минутным, страха ради, и Петр тут же и покаялся, горько плача. Глубинный смысл слов сих: Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий, – весьма поучителен для всякого христианина. А именно: когда Господь однажды вселится в нас, все, что в нас есть, должно Ему поклониться и исповедать имя Его: и ум со всеми мыслями нашими; и сердце со всеми чувствами нашими; и душа со всеми желаниями и стремлениями нашими. Тогда все тело наше будет светло и не будет в нем тьмы. Но горе нам, если, однажды приняв в себя Христа, мы затем изгоним Его каким-либо грехом или отречемся от Него, как Иуда. И будет последнее хуже первого. Ибо когда Христос оставил Иуду – вошел в него сатана (Ин. 13:27). Не будем ни на мгновение забывать, что с Богом шутить можно еще меньше, чем с огнем (Евр. 12:29).

Беседы на Евангелие.

Блж. Иероним Стридонский

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

Когда по одному знаку [Господа] наступила тишина, иногда наступающая после страшной бури и случайно, - корабельщики и гребцы исповедали, что Он есть поистине Сын Божий, и тем не менее Арий проповедует в Церкви, что Он есть сотворенное существо.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

См. Толкование на Мф. 14:31

Евфимий Зигабен

Сущии же в корабли пришедше поклонишася Ему, глаголюще: воистинну Божий Сын еси

Величие чуда сообщило им более совершенную веру; ибо ходить по морю – большее чудо, чем повелевать ему, и не только самому ходить, но и другому даровать то же, – и притом в такое время, когда бушует и сильно волнует море ветер. Этот евангелист говорит, что вообще все исповедали Христа Сыном Божиим; а Марк (6:51-52) сказал, что они удивлялись, но не понимали. Он говорит: и зело излиха в себе ужасахуся и дивляхуся. Не разумеша бо о хлебех: бе бо сердце их окаменено. Смысл этих слов такой, что ученики чрезвычайно удивлялись Христу, как человеку, имеющему такую силу, между тем как скорее должны были поклониться Ему, как всемогущему Богу. Желая показать, что и предыдущим чудом насыщения и пятью хлебами они не узнали того, что должно, прибавил: не разумеша бо о хлебех. Присоединил и причину их непонимания, говоря: бе бо сердце их окаменено. Но мы говорим, что лишь только вошел Иисус в судно, как случилось то, что сказал Марк; потом же, когда окаменение сердца учеников было смягчено, произошло то, о чем написал Матфей. Нужно знать, что иногда сердце учеников делалось тверже, и они не могли понимать, а иногда – мягче, и они понимали. То и другое происходило по мудрому Промыслу Божию. Поэтому и мы, когда начинаем погружаться в волнах страстей, призовем Иисуса, и Он тотчас подаст и нам руку помощи, и исторгнет нас оттуда.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

См. Толкование на Мф. 14:32

Лопухин А.П.

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

(Мк. 6:51-52). Во все время хождения Христа и Петра по водам буря продолжалась. Она утихла только тогда, когда они вошли в лодку недалеко от берега. У Мк. 6:51 вставлено: «и чрезвычайно изумлялись в себе и дивились». И в 52 стихе: «ибо не вразумились чудом над хлебами: потому что сердце их было окаменено». Связь между этими выражениями не очевидна. По Оригену, слова “истинно Ты Сын Божий” сказаны были учениками в лодке (ср. Мф. 14:22; Мк. 6:45).

Толковая Библия.

Троицкие листки

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий

См. Толкование на Мф. 14:22