Толкования на Мф. 15:13

Свт. Иоанн Златоуст

Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится

См. Толкование на Мф. 15:12

Свт. Хроматий Аквилейский

Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится

Поскольку книжники и фарисеи, впав в предубеждение, преступили закон Божий, то они насаждали свои собственные установления, а вовсе не Божьи; при этом хотели, чтобы их установления исполнялись как Божьи. Так что не без оснований они, насаждая собственное учение, заслужили того, чтобы быть искорененными Господом. И Господь говорит: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится. Действительно, растение это было не от Бога, а от людей. И любое негодное насаждение - не только книжников и фарисеев, но всех еретиков - будет искоренено Господом. Пусть оно на время распустит свои ветви неверия, но укрепиться корнями оно не сможет, потому что растение это не от Бога, а от дьявола. И больше того, оно должно быть искоренено и предано на вечное сожжение, ибо не приносит плода веры и спасения.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Лука Крымский

Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится

См. Толкование на Мф. 15:11

Блж. Иероним Стридонский

Но Он сказал в ответ: Всякое насаждение, которое насадил не Отец Мой небесный, будет вырвано с корнем

В Священном Писании даже и то, что кажется простым (plana), наполнено тем, что вызывает вопросы (plena sunt questionibus). Всякое, - говорит Он, - насаждение, которое насадил не Отец Мой небесный, будет вырвано с корнем. Таким образом, будет как будто вырвано с корнем и то растение, о котором говорит апостол: Я насадил, Аполлос оросил влагою (1 Кор. 3:6). Но это недоумение разрешается тем, что у апостола следует далее: Но возрастил Бог (1 Кор. 3:6). Говорит также он и так: Вы Божия нива, Божие строение. И в другом месте: Мы соработники у Бога (1 Кор. 3:9). А если они - сотрудники, то значит, когда насаждает Павел и орошает влагой Аполлос, вместе с этими сотрудниками насаждает и орошает Бог. Этим местом злоупотребляют те, которые признают разную природу [у людей], рассуждая так: «Если растение, которое насадил не Отец, будет с корнем вырвано, то, следовательно, насажденное Им, не может быть вырвано с корнем». Но таковые пусть услышат следующее слово Иеремии: Я насадил тебя как благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы (Иер. 2:21). Правда, Бог насадил, и никто не может искоренить Его насаждения. Но так как это насаждение производится в собственной свободе человека, то поэтому и не может никто другой вырвать его с корнем, если только сама она не изъявит на это согласия.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 13-14 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный посадил, искоренится; оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

Говорит, что должны быть искоренены предания старцев и заповеди иудейские, а не закон, как думают манихеи, ибо закон есть растение Божие. Итак, не этот должен быть искоренен. Ибо остается корень его, то есть сокровенный дух. Листья же, то есть видимая буква, отпадают: мы понимаем закон уже не по букве, но по духу. Так как фарисеи были вне себя и неизлечимы, то Он сказал: «оставьте их». Отсюда научаемся, что если кто-нибудь добровольно соблазняется и бывает неизлечимым, то это нам не приносит вреда. Господь называет их слепыми учителями слепых. Это Он делает с тою целью, чтобы отвлечь от них народ.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Он же отвещав рече: всяк сад, егоже не насади Отец мой Небесный, искоренится

Садом здесь называет предание старцев и заповеди человеческие.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека

Всяк сад и пр. Здесь речь иносказательная: под растением, которое насадил не Отец небесный, разумеется учение фарисеев о предании старцев и сами фарисеи, держащиеся сего учения. С растением иногда сравнивается учение (1 Кор. 3,6-8). Как, например, плодовитое растение насаждается в земле, для произведения плодов; так учение насаждаемтся в душе человеческой и производит плоды добрых дел в жизни человека. Также и сами люди нередко сравниваются с растением или деревом, добрые – с добрым, недобрые – с дурным (чит. объясн. 8 и 10 ст. 3 гл.). Таким образом, слова Христовы: всяк сад и пр., – имеют следующий смысл: всякое учение, которое не от Бога произошло, или которое несогласно с божественным учением, как равно и люди, которые измыслили такое учение или поддерживают его, не устоят пред истиною слова Божия, и рано или поздно разоблачится неправильность сего учения.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится

По Иоанну Златоусту, Спаситель говорит это о самих фарисеях и их преданиях. Растение здесь служит образом фарисеев, как партии или секты. Мысль, выраженная здесь Христом, сходна с мыслью Гамалиила (Деян. 5:38).

Толковая Библия.

Троицкие листки

Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится

См. Толкование на Мф. 15:12