Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
Примечай, как он и последующими словами умножает их страх и возбуждает в них беспокойство. Сказав, что «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9), он тотчас присовокупил: «Уже и секира при корне дерев лежит» . Вся речь его вселяет ужас. И он, по самому образу своей жизни, мог говорить очень свободно; да и они требовали сильного обличения, потому что уже давно огрубели. Сказать ли вам, говорит он, что вы имеете лишиться родства с патриархом и увидите других воздвигнутых от камения, получающих ваши достоинства? Но наказание ваше этим не ограничится; оно прострется далее. «Уже, – говорит, – и секира при корне дерев лежит». Ничто не может быть ужаснее этого выражения. Ты видишь уже не серп летящий, не ограду разрушенную, или виноградник потоптанный, но острейшую секиру, и что еще ужаснее, лежащую при дверях. Не веря пророкам, они часто говорили: «где есть день Господень?», и: «пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» (Ис. 5:19). Так как предсказания часто исполнялись по прошествии многих лет, то чтобы лишить их и такого утешения, он угрожает им близким бедствием, что и выразил словом: «уже», присоединив еще: «при корне». Нет уже, говорит, никакого расстояния, но при самом корени лежит. Не сказал: при ветвях, или: при плодах, но: «при корне», научая их, что, в случае их нерадения, они подвергнутся ничем неотвратимым бедствиям и без всякой надежды избавления. И это потому, говорит, что пришедший не есть уже раб, как приходившие прежде, но сам Господь всяческих, в руке Которого страшное и ужасное наказание. Впрочем, устрашив их таким образом, он не попускает им впасть в отчаяние. Как раньше он не Сказал, что Бог уже воздвиг, но что «может… воздвигнуть детей Аврааму», чтобы и устрашить их и в то же время утешить, – так точно и здесь не сказал, что секира уже прикоснулась к корню, но что «при корне дерев лежит», близ него, – чем исключает всякое замедление. Впрочем, хотя и полагает в такой близости, но само посечение ставит в зависимость от вашей воли. Если вы покаетесь и сделаетесь лучшими, то и секира эта будет отнята от корня, ничего ему не сделавши. Если же будете делать то же, что и прежде, то и секира не замедлит с корнем исторгнуть дерево. Для того именно она и не отнимается от корня и, лежа при нем, не посекает его, чтобы вы, с одной стороны, не предались беспечности, а с другой – убедились бы в том, что еще можете, хотя и в краткое время, спастись, если покаетесь. Таким образом, он всячески умножает их страх, чтобы пробудить их и привести к покаянию. Действительно, отпасть от предков, видеть других на своем месте, быть при дверях опасности и подвергнуться неизбежному злу, что он означает чрез корень и секиру, – все это достаточно к тому, чтобы и самых беспечных людей возбудить и соделать деятельнейшими. На то же самое и Павел указывая, говорит: «слово сокращено сотворит Господь на» всей земли. Но не бойся; или лучше бойся, но не отчаивайся! Ты еще можешь надеяться на перемену; приговор еще не произнесен, и секира еще не начинает посекать (что в самом деле препятствовало бы ей посекать, когда она уже при корени?), а лежит для того, чтобы внушаемым страхом исправить тебя и сделать способным приносить плоды. Для того-то он и присоединяет: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Сказав: «всякое», этим он опять истребляет всякую надежду на благородство предков. Будь, говорит он, потомок самого Авраама, имей своими сродниками бесчисленных патриархов, но если сам ты не принесешь плода, то понесешь лишь двойное наказание. Этими словами он устрашает и мытарей, потрясает и сердца воинов; впрочем, не повергает их в отчаяние, а только отводит от всякой беспечности. Слова его, внушая страх, предлагают и великое утешение, потому что выражение: «не приносящее доброго плода» – показывает, что древо, приносящее плод, свободно от всякого наказания.
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 11-я.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
Секирой [Иоанн] называет Христа, Который острее меча обоюдоострого (Евр. 4:12) и Которому предстоит отсечь неверных иудеев и сделать их чуждыми чести и общения патриархов. Последних он назвал корнем, которым были угодившие Богу в древности отцы - Авраам со сродниками и жившие прежде них святые. Ибо неверные были отсечены из них как бесплодные ветви, а корень остался, и к нему были привиты язычники. Ириней [Лионский] называет секирой слово Божье согласно [изречению] Иеремии: «слово Господне, как молот, разбивающий скалу» (Иер. 23:29). К чему мне говорить, сказал [Иоанн], что вам предстоит отпасть? [Бог] не отошел от корня.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
Несомненно, под этой секирой подразумевается сила божественного слова, поскольку Господь говорит через пророка Иеремию: Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (Иер. 23:29). Это та секира, которая у самых корней внутренней веры в лесу рода человеческого всегда угрожает суровостью Божьего суда, которая обрекает вечному пламени бесплодные деревья, то есть бесплодных людей, не отягощенных никаким плодом веры.
Трактат на Евангелие от Матфея.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
Секира, [лежащая] при корнях деревьев, указывает на преимущественное право власти Христа. Посечение и сожжение бесплодных деревьев обозначает истребление пагубного вероломства, которому уготован судный огонь.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
Иоанн, видя бесплодность произволения Иудеев, уподобил их бесплодным деревьям, сказав, что при корени их лежит секира, то есть скорое и решительное отделение, производимое Евангелием, которым всяко древо, еже не творит плода добра, бывает посекаемо, а не вырывается с корнем, потому что оставляется природное свойство корней, то есть закон, и к нему прививается народ новый.
Письма. Книга I.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
Спросили авву Агафона: «Что важнее – телесный труд или хранение сердца?». На это старец отвечал: «Человек подобен дереву: труд телесный – листья, а хранение сердца – плод. Поскольку же, по Писанию, всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо, то очевидно, что должны мы иметь все попечение о плоде, то есть о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное одеяние и украшение, то есть труд телесный».
Патерик Скитский.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
В Палестине деревья большею частию плодовые (фруктовые). Как деревья вырастил Господь с тем, чтобы они приносили плоды, так и людей создал и возрастил Он для того, чтобы они приносили плоды добродетели. У деревьев есть врожденная Богом сила и способность приносить плоды – иначе Бог и не стал бы требовать от них плодов, и люди имеют способность делать добрые дела – иначе Бог и не обязывал бы нас к добродетели. Деревья, принося плоды, достигают цели своего существования, а не принося их, уклоняются от нее и потому делаются и для других негодными, и сами по себе вялыми и безжизненными; так же и люди. Делая добрые дела, они достигают цели своего бытия, а не делая их или творя только худые дела, они и для Бога делаются негодными плевелами, и сами по себе – вялы и безжизненны по душе и даже по телу, так что никуда не годятся, как только в землю или в огонь.
Дневник. Том I. 1856.
Часто секира при корени самого древа лежит, то есть при сердце моем, и готова посечь меня: часто я чувствую смерть в самом сердце моем – в самом исходище моей жизни, и это при каждом грехе. Возмездие за грех – смерть (Рим. 6,23) прежде в сердце, а потом уже и в теле.
Дневник. Том III. 1859-1860.
Ст. 10-11 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня
Проповедь слова Евангельского, которое есть меч обоюдоострый, называется секирой согласно слову пророка Иеремии, который сравнивает слово Господне с секирой, разрубающей скалу (Иер. 46).
я не достоин понести обувь Его
В другом Евангелии говорится: У Которого я недостоин развязать ремень обуви (Лк. 3:16). – Здесь показывается смирение, там - таинство, потому что Христос есть жених, а Иоанн не заслуживает того, чтобы развязать ремень обуви Жениха, чтобы дом Его не был назван, по закону Моисея и примеру Руфи, домом разутого (Втор. 25:9-10; Руф. 4:7-9).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Уже и секира при корне дерев лежит
Секирою Предтеча называет суд Христов, деревьями – каждого из нас. Итак, не верующий за это свое неверие посекается с корнем и ввергается в геенну.
всякое дерево, хотя бы оно от Авраама происходило, не приносящее доброго плода
Не сказал: «не принесшее», но «не приносящее»; ибо всегда должно приносить плоды добродетели. Если ты вчера оказал милость, а сегодня похищаешь, то ты неугоден Богу. Такое дерево срубают и бросают в огонь, то есть огонь геенны.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо
Секира – это евангельское отсечение, которое отсекает бесплодных в добродетели и вере иудеев от закона, и, однако, не искореняет. Корень их есть закон, к которому вместо них прививаются уверовавшие, а деревья – израильтяне. Устрашив их тем, что они отпадут от рода Авраама, если не будут внимательны, еще более увеличивает страх. Не только, говорит, вы отпадете от этого рода, но, как неисцелимые, будете скоро отсечены от этой жизни и получите наказание в будущей. Секирой он назвал образно смерть; дровами – людей, корнем – жизнь, а огнем – огонь геенны. Некоторые под корнем разумеют самого Авраама, под деревьями – иудеев, происшедших от него, а под топором – Христа, Который должен их отсечь, как остающихся бесплодными для евангельской веры, а принять уверовавших из язычников. Итак, устрашив их надменность и смягчив их крепкие сердца страхом отпадения от рода Авраама, отсечением огнем, затем с большим достоинством вводит речь о Христе, чтобы они бежали навстречу Ему, когда Он явится.
Толкование Евангелия от Матфея.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
«Секира (топор) при корне дерев»: положение секиры при корне дерева есть символическое обозначение намерения срубить дерево, — не очистить только сухие или излишние сучья, но срубить под корень (ср. Злат.). Это — образ суда над Иудеями и отделения достойных вступить в царство Христово от недостойных; приносящие добрый плод деревья, т.е. добродетельные люди, будут оставлены, как достойные вступить в царство Христово; не приносящие доброго плода, т.е. люди худые, не имеющие добродетелей а полагающиеся, например, на происхождение от Авраама и лицемерные, истребятся, как истребляются негодные деревья; мало того, что они будут срублены, но еще и повержены в огонь, т.е. преданы будут вечному мучению в огне гееннском (ср. Мф. 25:41-46). «Сказав всякое, сим самым истребляет всякую надежду на благородство предков. Будь, говорит, потомок самого Авраама, имей своими сродниками бесчисленных патриархов, но если сам ты не принесешь плода, то двойное понесешь наказание» (Злат.). «Не сказал — не приносившее, но — не приносящее, потому что непрестанно должно приносить плоды добродетели» (Феофил.). Смысл всего Изречения: суд для отделения достойных участия в царстве Христовом от недостойных близок, ибо пришел уже сам Христос, и люда будут судимы по образу их собственной жизни и духовного расположения; люди дурные будут отвергнуты и преданы наказанию.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
Секира (топор). Когда говорится, что секира или топор лежит при корне дерева, то этим указывается на намерение срубить дерево. Это – образ суда над Иудеями и отделения достойных из них вступить в царство Христово от недостойных. Приносящие добрый плод дерева сохраняются; так добродетельные из Иудеев, как достойные, вступят в царство Христово. Не приносящие же доброго плода, деревья истребляются (посекаемо бывает). Так Иудеи, не имеющие добродетелей, истребятся, т.е. будут отвергнуты. Говорится, что деревья будут не только срублены, но еще и брошены в огонь (во огнь вметаемо), т.е. неверующие и худые Иудеи преданы будут мучению в огне геенском. Об огне геенском чит. 22 ст. 5 гл. «Какая высота духа, – замечает при этом св. Златоуст, – как сильно и смело говорит Иоанн к людям, которые всегда жаждали крови пророков, которые ничем не лучше змей!»
Толкование на Евангелие от Матфея.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
(Лк. 3:9). Можно спросить: почему не сказано — при деревьях, а при корнях их? Чтобы сильнее выразить мысль и осуждение. Топор лежит при самом корне, т.е. на поверхности земли близ самого корня. Дерево, срубленное до корня, теряет всю свою жизнеспособность. Под топором можно разуметь всякое орудие, которым срубают деревья. Образ теперь, вместо камней, другой: не вполне сухое дерево, но такое, которое не приносит плода, и притом хорошего.
Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь: букв. и так всякое… дерево срубается и в огонь бросается.
Толковая Библия.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
Поспешите же раскаяться: теперь самое лучшее время для покаяния, не упускайте его, иначе погибель нераскаянных близка: уже и секира (суд Христов) при корне дерев лежит, близко-близко; не ветви только будут отсечены, но и самый корень посечется и все безплодное дерево брошено будет в огонь. Уже не пророк, не раб, а Сам Господь всяческих идет судить, и в руке его страшное и ужасное наказание. Пока еще не поздно, пока секира еще только лежит при корне, не коснулась корня, еще можно покаяться; спешите же, иначе ведайте: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Будь ты потомок Авраама, имей своими сродниками многочисленных патриархов, но если сам ты не принесешь плода, то достойное понесешь наказание. «Какая высота духа! — замечает святитель Иоанн Златоуст. — Как сильно и смело говорит он к людям, которые всегда жаждали крови пророков, к людям, которые ничем не лучше змей!… С какой свободой он обличает и их самих, и родивших их!» Они воображали, что Иоанн будет перед ними подобен трости, ветром колеблемой, а на самом деле он представлял собой непоколебимый дуб. И они не могли заставить себя исповедовать грехи свои Предтече, и уходили от него, не приняв крещения.
Троицкие листки. №801-1050.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
Гнев истребления - острейшая секира, готовая поразить весь мир. Но если секира уже лежит, то почему не рубит? А если не собиралась рубить, то почему лежит? Потому что деревья обладают разумом и могут либо приносить добрый плод, либо нет; чтобы, видя секиру, лежащую у своих корней, они устрашились своего искоренения и дали плод. Ведь хотя дурной человек не исправляется и страхом, но добрый погибнет, если не будет иметь страха. Следовательно, хотя в дурных людях угроза гнева не действует, она отделяет добрых от злых. И заметь, что не говорится, что секира лежит для ветвей, чтобы, когда их отрубят, выросли новые, но для корней, чтобы исторгнуть их окончательно. Почему? Потому что пока этот мир был порочен и весь лежал во зле, он не приходил к концу, грешники карались, но окончательно не были погублены. Это происходило по двум причинам. Во-первых, людям подобало быть в мире, хотя они и были нечестивы, поскольку и сам мир был нечестив. А во-вторых, пока сохранялся мир, была надежда, что, может быть, от рода неправедных родятся праведные. Ныне же, когда этот мир уже идет к концу, а тот святой уже близко, грешники не караются, а обращаются, по двум причинам: во- первых, уже нельзя ждать когда-либо рождения праведных от родов неправедных; а во-вторых, не подобает, чтобы в том святом мире люди были бы не святы, как написано: Ибо святые будут населять землю, а нечестивые изгонятся из нее (Пс. 37:2).