Толкования на Мф. 23:26

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их

«Очисти прежде, — говорит Господь, — внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто». Сосудами из хрупкого стекла и малоценной глины Господь назвал здесь человеков.

О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.

Прп. Макарий Великий

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их

Прежде, до того как было явлено это таинство Духа Христова, до Его пришествия и явления, вся красота праведности была внешней: и закон, и обрезание, и очищение, и жертвы, и приношения, и служения. Но с того времени, как явилось спасительное Слово Христово и даровало Дух Святой в сердца людей, слово, написанное не чернилами (2 Кор. 3:3), — с этого времени все обретается внутри: служение (стало) внутренним от чистой совести и внутренними (стали) жертвы, ибо Псалмопевец говорит: «Воздеяние руку моею — жертва вечерняя» (Пс. 140:2). И вообще, (Богом) взыскуется внутренняя чистота и красота души, а таким образом и внешнее может быть подлинно чистым, как говорит Господь: «Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Ибо «Кто сотворил внутреннее, сотворил и внешнее» (Лк. 11:40). Ибо если раньше люди, не имея внутренней чистоты, украшались через праведность закона, (то теперь), когда душа, имея в себе истинного Христа, очистилась от мрака, намного более, (чем раньше), освящается и украшается также и тело, в полноте (своей) действительности.

Собрание рукописей типа III. Поучение 8.


<…> осуждая фарисея, вернее же – каждого из нас как слепого по внутреннему человеку и не видящего Божественных тайн, Он тоже говорит: «Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши, чтобы была чиста и внешность». Ведь старающийся о ясной чистоте того, что внутри, то есть всегда имеющий заботу об уме и о душе, конечно же заодно омоет и внешнее. Об этом прошу: не будем довольствоваться внешними нравами и формами, сделаемся храмом Божиим чистым (1 Кор. 3:16), услышим увещевающего нас: «Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными» (Фил. 2:15); а непорочен тот, кто не совершает в сердце беззакония, не имеет пятна или порока или чего-либо подобного (Еф. 5:27).

Собрание рукописей типа III. Поучение 28.

Прп. Никодим Святогорец

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их

Кто имеет в своем сердце страстные и злые помыслы, тот пред Богом, испытывающим сердца и утробы, отвратительный, прелюбодейный и нечистый. Так решил Сам Бог, говоря о злых помышлениях: «Это оскверняет человека» (Мф. 15:20). И Соломон говорит: «Мерзость Господеви помысл неправедный» (Притч. 15:26). Если же ты, духовник, освободишь кающегося от таких помыслов, очистишь внутреннее его души от нечистоты, то когда оно станет чистым, то станут, конечно, чистыми и все его внешние деяния и действия, как сказал Господь: «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». И если освятишь корень, которым является сердце, то, конечно, святыми станут и ветви, которыми являются результаты и дела: «И если корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16).

Руководство к исповеди.

Прп. Иустин (Попович)

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их

См. Толкование на Мф. 23:25

Блж. Иероним Стридонский

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их

См. Толкование на Мф. 23:25

Блж. Феофилакт Болгарский

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их

См. Толкование на Мф. 23:25

Ориген

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их

См. Толкование на Мф. 23:25

Евфимий Зигабен

Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто

Когда очищается душа, то очищается и тело, а когда очищается тело, то не очищается этим и душа, Поэтому нужно очистить душу, чтобы стало чистым и тело.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их

(Лк. 11:40-41). Это значит: прекрати хищения и невоздержность (неправду), тогда то, что ты будешь есть и пить, чем наполняются разные сосуды, будет чисто, и тебе не встретится надобности много рассуждать и заботиться о внешней, наружной чистоте сосудов. По поводу слов Спасителя в этом стихе ведутся иногда очень мелочные рассуждения о том, разумел ли Он здесь людей или сосуды, приглашал ли людей быть чистыми, или говорил о чистоте сосудов. При сравнении стиха с указанными параллелями Евангелия Луки, действительно, возникают некоторые затруднения. Но они, вообще, не важны. Вся речь, очевидно, образная и Христос приглашает, собственно, к нравственной чистоте людей, а не говорит о том, что они должны очищать сосуды.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их

См. Толкование на Мф. 23:23