Толкования на Мф. 24:5

Свт. Иоанн Златоуст

ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят

См. Толкование на Мф. 24:1

Прп. Иустин (Попович)

ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят

См. Толкование на Мф. 24:3

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят

Как это случится? Неужели человек может дойти до такого состояния ослепления и лжи, что будет считать себя Спасителем Богом? Объясняется это безумной гордостью, в какую человек может впасть лишь под влиянием сатаны, в состоянии духовной ненормальности. Такой безумец вначале мог вести и строгую подвижническую жизнь. Ослепление же это духовное в нем стало, когда он вышел из послушания Церкви и стал на путь самочиния. Вот где корень такого безумия у людей. Кто находится в общении и полном послушании у Церкви Православной, тот всегда с Богом и Им хранится от всякого ядовитого прилога сатаны: такой христианин преуспевает в смирении и у него никогда не может появиться сравнения себя с добрыми подвижниками и угодниками Христовыми, тем более он гонит от себя такие уродливые мысли, чтобы человек считал себя Христом Богочеловеком! Несчастные гордецы! Они даже не понимают, что являются игрушкой в руках сатаны!

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят

Одним из них был Симон Самарянин, о котором мы читаем в Деяниях апостолов и который называл себя великой силой Божией (Деян 8:9-10), распространяя в своих свитках между прочим и следующее: «Я Слово Божие, я блистательный, я утешитель, я всемогущий, я все божественное». С другой стороны (Sed), и апостол Иоанн говорит в своем послании: Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов (1 Ин. 2:18). Я полагаю, что все вожди еретиков - антихристы и от имени Христа учат тому, что противно Христу. Неудивительно, что некоторые введены ими в заблуждение, так как Господь сказал: И многих прельстят.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят

См. Толкование на Мф. 24:4

Ориген

ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят

См. Толкование на Мф. 24:4

Евфимий Зигабен

ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят

См. Толкование на Мф. 24:4

Лопухин А.П.

ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят

(Мк. 13:6; Лк. 21:8). Та же мысль, но в совершенно других выражениях повторяется у Матфея дальше (23-26) и в параллелях у Марка (13:21-22) и Луки (17:23); у последнего в другой связи. Вопрос о соответствии слов Христа исторической действительности поднимался уже Оригеном, который говорил, что во время апостолов немногие люди называли себя христами, разве только Досифей, самарянин, почему (его последователи) и называются досифеанами; и еще Симон, о котором сообщается в Деяниях апостольских, возвещавший о себе, как о великой силе Божией (qui se virtutem esse Dei magnam pronunciabat). Кроме них, насколько Оригену известно, не было (лжехристов) ни прежде, ни после. Феофилакт говорит о тех же лицах, как и Ориген; но Зигабен прибавляет еще Менандра “и других”. Иероним — только о Симоне волхве; позднейшие экзегеты еще о Февде и неизвестном египтянине, о котором сообщает Иосиф (Война 2:12) и Лука (Деян. 21:38).

Чтобы объяснить, почему так мало известий о лицах, принимавших на себя имя Мессии, скажем, что эти лица — ψευδόχριστοι — были всегда слишком микроскопичны, чтобы оставить по себе глубокие следы в истории. Несомненно, что и в настоящее время существует множество лиц (среди, например, хлыстов), называющих себя “христами” и “богородицами”; но всякий, подробно незнакомый с историей хлыстовства, затруднился бы назвать определенные имена принимающих такое название лиц. То же могло быть и в промежутках между смертью Христа и временем разрушения Иерусалима. Мессианское ожидание, сильно развитое в то время и породившее целую мессианскую литературу, не могло быть только теоретическим, но, несомненно, выражалось и практически, хотя мы в точности и не можем назвать лиц, принимавших на себя название Мессии. Весьма вероятно, что примеры Февды и египтянина не были единственными, как это обыкновенно бывает. Что касается до существования лжемессий после разрушения Иерусалима, то их было множество, они существуют, как мы сказали выше, и в настоящее время и, без сомнения, появятся в большом числе пред окончательной мировой катастрофой, за которой последует полное обновление настоящего грешного мира. Слово “прельстят” в русском переводе так же неточно, как и в ст. 4.

Толковая Библия.

Троицкие листки

ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят

См. Толкование на Мф. 24:3