Толкования на Мф. 24:6

Свт. Иоанн Златоуст

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец

См. Толкование на Мф. 24:1

Свт. Филарет (Дроздов)

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец

Господь дает и причину, почему при виде угрожающих событий мы не должны быть боязливы, а должны быть мужественны. Зрите, говорит, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти. Вот слово, из которого не вдруг можно почерпнуть углубленный в нем разум. По разсуждению обыкновенному, от безпокоящаго слышания можно было бы найдти успокоение в тех мыслях, что угрожающаго не будет, по крайней мере, вероятно, не будет, или что оно не коснется тех, которые видят опасность; а мысль, что угрожающее непременно должно последовать, может, по видимому, только увеличить, а не уменьшить страх. Но не так велит разсуждать Христос, Божия Премудрость и Божия Истина. Зрите, говорит, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти. Если бы события происходили случайно: то как разсудком нельзя поставить предел угрожающему случаю, так нельзя было бы поставить предел страху. Но когда знаем, что события происходят, не как случится; что жребий человеков и человеческих обществ не предан неограниченно произволу и страстям человеческим; когда помышляем, что все явления на зрелище мира, не только благоприятныя, но и могущия потревожить и устрашить, каковы – брани и слышания бранем, бывают, как подобает быти, по предусмотрению Божию, под невидимым управлением Промысла Божия, в направлении к благим целям Божескаго мироправления: тогда, хотя бы все народы мира возстали, чтобы устрашить нас, этот страх, если уповаем на Бога, может быть так мал, как малы пред Богом все народы, а они, по слову Пророка, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася (Иса. XL. 15). Как бы ни велика была сила неправды, она не может разрушить истиннаго блага верующих и уповающих на Бога, – блага внутренняго и вечнаго, и благосостояние внешнее и временное может поколебать не более, как сколько попустит Бог; а Он попускает, растворяя Свой суд милосердием, защищая правых, и побуждая к исправлению согрешивших, дабы потом исчерпанную ими меру скорбей и лишений наполнить утешением и воздаянием. Итак, храни веру, правду, упование на Бога, и не будь боязлив, вверяя себя Божию Провидению. Так должно понимать и исполнять слово Христово: зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти.

Ум пытливый может сказать: каким образом подобает быти и таким событиям, как брани, слышания браней, бедствия, страдания, даже лучших из человеков, и это под управлением премудраго, праведнаго и благаго Провидения? – Это возражение может показаться сильным; но в самом деле оно только дерзновенно: потому что чрез него земный прах покушается возлететь на небо, судить Творца и Судию мира, и постигнуть тайны его мироправления. Подробное изследование предложеннаго вопроса потребовало бы более времени, нежели мы теперь имеем. Дадим совопроснику краткий ответ. Не слышал ли ты, что Христос о бранях, и слышаниях браней, и о бедствиях Своих последователей сказал: подобает всем сим быти? Можешь ли сомневаться и о том, что Христос есть самая Премудрость, самая Правда, самая Благость? Как же можешь сомневаться и о том, что если чему по его предусмотрению, под Его владычеством, подобает быти, то непременно бывает и будет сообразно с премудростию, правдою и благостию?

Беседа в день рождения Императора Николая Павловича. 1854 г.

Прп. Иустин (Попович)

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец

Грехолюбие и злолюбие, а через них самолюбие, создает войны между людьми, между народами, между царствами. «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4:1). Грех в сущности человекоубийца, ибо он всегда ведет с собой смерть; причем двойную: смерть духовную и смерть телесную. Грех убивает всего человека. Если прорастет и созреет посеянный грех, он неизбежно созреет смертью, сперва духовной, а затем и телесной.

Грех – это вражда с Богом, война с Богом; но также и вражда против человека, который есть Божие создание, богообразное существо. Раздраженный Христом, Евангелием Христовым, Церковью Христовой, христоносцами Христовыми, грех при конце мира будет употреблять самые свирепые войны между людьми и народами, чтобы посрамить Христа и его немощь. И маловерные люди будут спрашивать: как же Христос – Бог, когда Его учение не может овладеть миром, устранить войны, чтобы воцарился мир между людьми и народами? Страхи и ужасы войн, по диалектике режиссера войн, будут употреблены со стороны христоборцев как доказательства немощи Христа и христианства. Это соблазнит многих. Спаситель предупреждает об этом Своих последователей: Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быти (стих 6). Надлежит? да, ибо размноженное среди людей и взбесившееся зло должно проявиться через людоедские войны; это его dei = надлежит; это его логика, его диалектика, его диаволодицея. Грех в человеческом мире всегда имеет одну и ту же цель: убить человека. Ибо это цель изобретателя и творца греха и смерти – диавола: «Он человекоубийца от начала» (Ин. 8:44). А диавол убивает человека грехом. Ибо грех – это жало смерти, через которое в человеческое естество вбрызгивается яд смерти, постепенно умерщвляющий человека, пока полностью его не омертвит. Омерщвленный грехом человек считает смерть естественным делом. А такое понимание навязывает ему его огреховленный ум, который грехолюбием полностью искривился, оненормалился и во многом одемонизировался.

Спаситель говорит о войнах как о чем-то, что Его последователи не вызовут, но от чего они будут страдать. Им не следует вызывать войны; если войны постигнут их, они должны им противопоставить свои евангельские добродетели: веру, молитву, терпение, кротость, милосердие, любовь, пост и остальные. Ибо так по евангельски ведется война против войны, против греха, против диавола. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6:12).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец

Итак, когда мы услышим об этом, тогда не будем еще думать, что уже наступает час суда; но он отлагается на то время, признак которого явственно указывается в дальнейшем.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 6-8 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это начало болезней

Господь говорит о военных действиях римлян около Иерусалима. Говорит: не только будет война, но и голод, и язва, – показывая этим, что будет возбужден гнев Божий на иудеев. О войнах можно бы еще сказать, что виновники их люди, но голод и язва могут произойти только от Бога. Потом, чтобы ученики не подумали, что не успеют они проповедать Евангелие, как мир уже прекратит свое существование, Господь продолжает: «не ужасайтесь… это еще не конец», то есть всеобщий конец последует не в одно время с разрушением Иерусалима. «Восстанет народ на народ и царство на царство»; это «начало болезней», то есть бедствий, грядущих на иудеев. Как бывают у рождающей сперва муки, а потом уже она рождает, так и этот век породит будущий только после смятений и войн.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Услышати же имате брани и слышания бранем. Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем (сим) быти: но не тогда есть кончина

Услышати же имате брани и слышания бранем

Говорит здесь о войнах против Иерусалима и о слухах относительно войн против других иудейских городов, которые, по свидетельству Иосифа (Флавия), происходили прежде завоевания Иерусалима. Когда народ иудейский восстал и перестал платить подати, то римляне, не терпя такого своеволия, пошли на него войной.

Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем (сим) быти: но не тогда есть кончина

Не бойтесь того, что при этом восстании и смятении прекратится проповедь; все, что Я сказал относительно этих войн, сбудется, но без всякого вреда для нее. Или: не ужасайтесь, как будто уже настанет конец, т.е. разрушение храма и города; все это должно быть, но это еще не конец, или разрушение Иерусалима, который был взят после. Златоуст говорит, что ученики, слыша прежде о тяжелом наказании иудеев, относились к нему равнодушно, как будто к чужому несчастью, и мечтали тогда об одних только благах, которые без всякого шума придут во Второе Пришествие Христово; поэтому они и возбудили этот вопрос. Но Христос опять предсказывает им затруднения, чтобы приготовить их к борьбе, и повелевает бодрствовать, чтобы не увлечься обольстителями и не ужасаться при слухах о войнах. Им угрожает двоякая война – от обольстителей и от римлян, – буря сильная и многоразличная, извнутри и извне.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 6-7 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам

Сначала, как я считаю, не следует отказываться от детального рассмотрения вопросов апостолов, чтобы затем лучше понять ответ Христа. Два вопроса задали апостолы: во-первых, они спросили, что станет знаком разрушения Иерусалима, а во-вторых, каким будет признак кончины века. При рассеянии народа Иудеи Иерусалим был разрушен, однако то, что казалось Иерусалимом, не было истинным Иерусалимом. Так же и Церковь при скончании мира окажется опустевшей или пустеющей, но то, что казалось Церковью, не было и не является истинной Церковью. Господь не сказал раздельно о том, каковы признаки разрушения Иерусалима и каковы признаки кончины века, потому что признаки, относящиеся к этим двум событиям, одинаковы. Ведь Христос отвечал не как историк, который излагает порядок следования событий, но в свойственной пророку манере предрекать то, что произойдет. Пророчества всегда изрекаются как таинство, и как таинство понимаются.

И что же? Если мы хотим понять духовный смысл знамений, о которых говорит Христос: гладов, войн, землетрясений, - то они не могли относиться к разрушению Иерусалима, потому что во времена взятия города народ не восставал на народ в духовном смысле, то есть ересь против ереси. Во времена апостолов лишь были заронены семена ересей, но ереси не проросли прежде эпохи христианского царя и только в наше время они созрели и окрепли. Кроме того, не было духовного голода во времена разрушения Иерусалима, напротив, было изобилие, о котором говорил псалмопевец: Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее (Пс. 64:10).

Опять же, если мы захотим истолковать эти знамения буквально, то они ничего не скажут нам о кончине века, потому что всегда были и всегда есть войны - в буквальном смысле слова. То же верно относительно гладов и землетрясений. Ничто не может быть признаком будущего события, если оно само является обычным. Лишь нечто совершенно новое может быть уместно названо знамением. Как есть буквальный Иерусалим, который уже побежден духовно, так есть и другой - духовный Иерусалим, Церковь Христова, и это он должен подвергнуться испытаниям при скончании века - и в действительности уже подвергается. Итак, знамения, о которых говорил Господь, понимать нужно и духовно, и буквально. Буквально они говорят о разрушении Иерусалима, но духовно означают испытание Церкви при кончине века. Так что осмысли и то, и другое: что происходило до захвата Иерусалима и что произойдет перед последним испытанием Церкви Христовой.


И будут глады, моры и землетрясения по местам. Всякий, кто прочитает Иосифа, будет знать, какие глады, моры и землетрясения потрясли Иудею перед падением Иерусалима. В духовном смысле, прежде чем произойдет разорение Церкви, без сомнения, поразят народ христианский и духовный голод на слово [Божие], и духовные землетрясения, и разные моры плотских грехов. Так много расколов никогда бы не возникло среди христиан, если бы не было в них голода на слово [Божие]; и не страдали бы они столь многими морами, то есть болезнями плотских страстей, если бы не были подвержены воздействию со стороны. Этому и учит Господь в притче о сеятеле, когда враг сеет между пшеницей плевелы: Когда же люди спали, то есть когда они не были бдительны к греху, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы (Мф. 13:25).

Лопухин А.П.

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец

(Мк. 13:7; Лк. 21:9). Читающий историю иудейской войны Иосифа Флавия вполне может видеть, что все это было до разрушения Иерусалима. Веспасиан осадил Иерусалим не сразу, но подавил сначала галилеян. Так начались в Палестине войны и военные слухи. Ими, после мирного века Августа, в то время был полон и весь мир. Об этом свидетельствовал Тацит в начале своей истории (Hist,. 1, 2). В 38 г. по Р. X. начались смуты в Александрии, давшие повод к жалобам иудеев против Флакка и к удалению его; около того же времени в Селевкии — во время смуты было избито более 50 000 иудеев. Сильный бунт был еще в Ямнии, близ Иоппии. Феофилакт относит слова Христа к “военным действиям римлян около Иерусалима.” Это первый смысл слов Христа. Второй тот, что “войны и военные слухи” побуждают особенно людей к принятию Христа, и в это время Он к ним обыкновенно невидимо приходит. Третий – особенное развитие войн и военных слухов пред страшным судом и концом мира. О “не ужасайтесь” ср. 2 Фес. 2:2. “Всему тому” – πάντα ταύτα нет в лучших рукописях. Поэтому перевод должен быть: “смотрите, не ужасайтесь; ибо должно быть”. У Марка буквально сходно с Матфеем (но без γαρ и дальнейшего εστίν), у Луки прибавлено ταύτα (но без πάντα). Одни только войны и военные слухи не должны подавать ученикам поводов к мысли, что вместе с ними наступает и конец (Иерусалима, царств, мира).

Толковая Библия.

Троицкие листки

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец

См. Толкование на Мф. 24:3