Толкования на Мф. 25:18

Свт. Иоанн Златоуст

получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

См. Толкование на Мф. 25:14

Свт. Григорий Двоеслов

получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

См. Толкование на Мф. 25:16

Прп. Иустин (Попович)

получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

Раб с одним талантом: пошел и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего. Закопал Божий талант, богообразную душу свою в землю тела своего; провозгласил, что тело его - земля без души; нет души в человеческом теле. Это первое и самое страшное заблуждение и грех. Все Божие слуга скрывает от себя и от людей вокруг себя, закапывает его в землю, чтобы оно там мертвело, ржавело, пропадало. Он как бы говорит всему Божиему в себе, богобразной душе: не хочу тебя, ты мне не нужна, могу без тебя; ты для меня и не существуешь; тело мое - это все, что мне нужно; тело мое - это мое я, мое вся суть; не хочу знать ни о чем Божием, ни о чем богообразном; все свое чувство и сознание об этом я закапываю в землю, в мертвилище, чтобы оно было далеко от меня, чтобы его никогда не видеть, не чувствовать, хочу весь быть без Бога и без чего бы то ни было Божиего; мне ничего Божиего не нужно: вниз его, в могилу его, в землю его, глубоко, глубоко, как можно глубже, совсем глубоко!

Да, да, да, злой раб скрыл серебро господина своего: т. е. скрывает от себя все Божие; все, что напоминает о Боге, или обнаруживает Бога, или учит о Боге; он это скрывает и от людей вокруг себя, да и их учит этому. Это тип безбожника, а прежде всего: бездушника. Ибо безбожник прежде всего всегда бездушник, а уже затем - безбожник: он отрицает сперва душу, а затем Бога, Творца души. Или, точнее, это одновременный процесс отрицания: душеотрицание и богоотрицание. Тот, кто отрицает душу, одновременно отрицает Бога, ибо только Бог - Творец души.

Толкование на Евангелие от Матфея.


Если человеческая мысль отринется от Бога — то обезумеет. Забыть Бога мыслью — ­лишиться рассудка. Когда мысль «гуманизируется», очеловечивается — она утрачивает разум. Действительно, первообразная мысленная, мыслящая сила человеческой мысли приходит от Бога.

Полное отчуждение духа от Бога — это дьявол. Ни в чем не желаю Бога, не желаю быть подобным Богу, — в этом весь дьявол. Процесс превращения человека в беса показан на примере ленивого раба, который один талант («Божие») полностью отвергает и зарывает в своей чувственной, эмпирической жизни.

Подвижнические и богословские главы.

Блж. Иероним Стридонский

Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

Негодный раб вследствие земных дел и похоти века сего не радел о Заповедях Божиих и осквернил их, хотя у другого евангелиста написано, что он завязал его в куске полотна (Лк. 19:20), т. е. обессилил учение Домохозяина, проводя жизнь в неге и роскоши.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

См. Толкование на Мф. 25:14

Ориген

получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

См. Толкование на Мф. 25:16

Евфимий Зигабен

Приемый же един, шед вкопа (его) в землю и скры сребро господина своего

Под землей разумей его самого; в себе он скрыл данное для делания, так что не принес пользы ни себе, ни другим.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Архим. Софроний (Сахаров)

получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

См. Толкование на Лк. 16:10

Прот. Иоанн Бухарев

получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

См. Толкование на Мф. 25:16

Лопухин А.П.

получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

См. Толкование на Мф. 25:16

Троицкие листки

получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего

См. Толкование на Мф. 25:14