Толкования на Мф. 25:22

Свт. Иоанн Златоуст

Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них

См. Толкование на Мф. 25:14


Много заботливости и в этом (рабе) об имении своего господина; поэтому и он удостаивается того же, что получил первый. Но почему принесший два таланта удостаивается равной чести с тем, кто принес пять талантов? Это справедливо, – потому, что большее и меньшее приращение (талантов) сделано не по рачительности одного и беспечности другого, а по количеству вверенных им талантов. А что касается до их усердия, то оба принесли поровну; потому и награду получили одинаковую.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 41.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 22-23 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

Раб, возвративший дважды два таланта, похвален был своим господином и приведен к его вечной награде, когда господин сказал: хорошо, добрый и верный раб в малом ты был верен, над многим тебя поставлю.


Все добро нашей теперешней жизни, каким бы великим оно ни казалось, ничто в сравнении с воздаянием вечности. Верный раб ставится над многим после того, как преодолел все тяготы тления. И вот он прославляется вечными радостями его небесного обиталища. Он тогда окончательно входит в радость господина своего, когда обретает свою вечную родину и приобщается к ангелам: такова внутри него радость от этого дара, что уже нет ничего преходящего, что способно его огорчить.

Сорок гомилий на Евангелия.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 22-23 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

У некоторых добрых служителей Церкви Христовой иногда появляются унылые речи. Вот я – простой, обыкновенный священник или епископ. Никаких особых талантов у меня нет. Что я могу сделать полезного? Пастырь-семинарист говорит с горечью: «Почему я не окончил Академию? Тогда я работал бы широко!» А кандидат богословия замечает: «Вот, если бы я был магистром богословия, много добра я тогда сделал бы!» Иной скорбит: «Если бы у меня были такие таланты, как у Антония или Филарета!» Все подобные речи от лукавого… Они напоминают о том неверном и ленивом рабе, который свой талант зарыл в землю и за это наказан был Богом (Мф. 25:24–30). Боже! Избавь нас от этих вражеских дум. Здесь в нас говорит грубая зависть. Не всякому Господь дает много талантов: иному больше, а другому меньше – все это распределяет Премудрый Владыка – каждому по его силе (Мф. 25:15). Не все святители Антонии, и не все священники Иоанны Кронштадтские: им от Бога даны многие таланты, которые они своими неустанными трудами во славу Божию и благо ближнего во сто трудов уплодоносили…

Но и каждый, самый обыкновенный священник Православной Церкви, тем более святитель, может с Божьей помощью совершать много добра. Что важнее всего в служителе Церкви Божией? Верность непоколебимая Богу и Церкви Святой: когда пастырь Христов открыто, явно для всех, не боясь угроз и вместе не поддаваясь ни лести, ни наживе, исповедует пред всеми людьми свою веру глубокую в Бога и проявляет твердую преданность Святой Православной Церкви. В дни современных религиозных шатаний, когда ради земного покоя и боясь тюрем немало и пастырей Церкви изменили святой вере, в которой родились и откуда восприняли свою благодать, и стали вне Церкви безблагодатными раскольниками, – эта верность своему пастырскому долгу, святому православию имеет главнейшее значение в пастырском деле. Одна лишь стойкость в святой вере пастыря способна удержать и всю его паству от нечестивых расколов и безверия.

И если нет этой твердости в служителе Церкви, то не имеют никакого значения ни ученые дипломанты, ни красноречие, не иное что другое. Такую стойкость в вере может иметь обыкновенный средний Христов работник – пастырь или святитель. Если с верностью в служителе Христовом соединяются еще и молитвенность, и церковность, и сострадательная любовь к ближним, то такой духовный труженик имеет большое благотворное влияние на паству. Что такое молитвенность? Это когда пастырь каждый шаг своей жизни и деятельности обвеял молитвой к Богу, когда, подобно псалмопевцу, всегда он видит перед собою Господа (Пс. 15:8). В храме Божием он горит огнем молитвы, привлекая к ней и всех молящихся; в домах своих овец духовных он зовет к молитве Богу во всей жизни человеческой… Церковность в пастыре – это когда он всю свою жизнь и деятельность строит по нормам Церкви: молится так, как учит Церковь; в нем нет сектантской экзальтации и обновленческого духовного распутства. Службу Божию церковный пастырь старается править, приближаясь как можно теснее к церковному уставу. Оттого и пение имеет церковный характер, и всюду чинность и благоговение. А сострадательность к пастве – это когда пастырь не закрывается сам в себе, но все доброе и святое спешит нести своей пастве, не ожидая, что к нему придут люди, напротив, сам устремляясь к бедным, несчастным и грешникам, из любви и жалости к ним, подражая великому Пастыреначальнику и Спасу душ наших Христу Богу, Который, выйдя… увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их (Мф 14:14).

Всеми этими чертами светлыми может обладать (и обладает нередко) каждый обыкновенный благодатный служитель Православной Церкви.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Иероним Стридонский

Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них

См. Толкование на Мф. 25:21

Блж. Феофилакт Болгарский

Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них

См. Толкование на Мф. 25:20

Ориген

Ст. 22-23Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего

Если же нам следует сказать и о двух талантах, мы скажем и о них, потому что не оставшиеся в букве, но стремящиеся своим разумением возвыситься над ней, но не способные достичь порядка двух проповедей, суть те, которые получили от Знавшего их добродетель два таланта, и были наставлены в телесном учении (ибо два, как кажется, есть плотское число), и сверх них приобрели еще два [таланта], то есть телесные познания и другие, несколько более возвышенные.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст 22-23 Приступль же и иже два таланта приемый, рече: господи, два таланта ми еси предал: се, другая два таланта приобретох има. Рече (же) ему господь его: добре, рабе благий и верный, о мале (ми) был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего

Хотя дары различны, но честь – равная, потому что равное у них было усердие: оба они удвоили то, что им было дано. Можно и иначе сказать: одинаково они похваляются, одинаково вводятся в радость, но не одинаково вознаграждаются, а соответственно приобретенной ими прибыли.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них

Другие два таланта: в притче указано количество приобретенного, равное количеству данного, для наглядности и круглоты чисел. В жизни не всегда так бывает; можно приобретать и более и менее, лишь бы приобретать, и награда не минует последовать за приобретенное. Худо если вовсе не приобретать, а закопать талант, не употреблять на пользу себе и другим.

Толковое Евангелие.

Архим. Софроний (Сахаров)

Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них

См. Толкование на Лк. 16:10

Лопухин А.П.

Ст. 22-25 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

(Лк. 19:20-21). Чтобы сберечь талант без прибыли, его нужно было закопать в землю; у Луки малая сумма, одна только мина, завертывается в платок. При всем сходстве по смыслу, у Матфея и Луки сильное различие в выражениях. Речь раба отличается деловитостью — так, по крайней мере, ему самому кажется. Вместо рассуждений он указывает на факты, хорошо известные и ему, и самому господину. Неправильно мнение: talis non erat hic dominus (господин не был таков на самом деле), каким его изображает раб. Если в притче изображаются действительные лица, если она есть изображение современной тогдашней действительности, то нужно предполагать, что господин был именно таков. Такое предположение не только не вредит духовному смыслу притчи, а, напротив, крайне его усиливает. Нет никакой надобности в сентиментальности и прикрасах, какие допускаются разными экзегетами, если только признать, что Христос изображал лиц такими, каковы они были, а не идеализировал их. Слова раба были справедливы, что отчасти подтверждает далее и сам господин. Доброту последнего, проявленную к первым двум рабам, нельзя назвать безупречной с точки зрения абсолютной нравственности. Ему нет никакого дела до того, какими способами рабы его нажили деньги и увеличили вдвое его капитал, — лишь бы только нажили. Он любит жать, где не сеял, т.е., может быть, у своих соседей, на полях, смежных со своими, и собирать зерно на чужих гумнах. Он был жесток (σκληρός); раб выражает пред ним страх (φοβηθείς, Мф. ст. 25; έφοβούμην — Лк. 19:21), и не только “знает” его таким, но и “знал” (εγνων — аорист) раньше, прежде, в течение неопределенного времени. Нет надобности предполагать, что раб этот здесь служит олицетворением еврейского народа, который был in lege persistens, totus carnalis et stupidus; здесь разумеется каждый отдельный человек, каждая отдельная личность, которую призывает Бог дать отчет в своих действиях.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них

См. Толкование на Мф. 25:14