Толкования на Мф. 25:28

Свт. Иоанн Златоуст

итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов

См. Толкование на Мф. 25:14

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 28-29 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

И тут же следует всеобщее суждение: ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. Итак, имеющему прибавится еще, и он станет иметь больше нужного. Имеющий любовь получит и другие дарования. А не имеющий любви потеряет и то, что, как кажется, у него есть. Потому необходимо, братья мои, чтобы во всем, что вы делаете, вы неустанно хранили любовь. Истинная любовь в том, чтобы любить своего друга в Боге и своего врага ради Бога. А не делающий этого теряет все доброе, что имеет; он лишается полученного таланта и, по словам Господа, выбрасывается во тьму внешнюю. Тьма внешняя приходит как наказание тому, кто по воле своей впал во тьму внутреннюю через собственные грехи. Тот, кто с охотой предавался в этой жизни тьме наслаждений, в той жизни обречен будет на страдания во тьме наказания.

Сорок гомилий на Евангелия.

Прп. Иустин (Попович)

итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов

Бог ничего Своего не навязывает людям; Он им только предлагает и предоставляет; если они этого не хотят, Он беретъ обратно и дает тем, кто желает всего божественного. А это добрые и верные слуги. Подобное привлекает подобное: божественное - божественное, святое - святое, вечное - вечное. Ничто Божие не пропадает в мире вопреки всему желанию лукавыхъ и ленивыхъ скрыть, уничтожить, унизить, погубить то, что Божие. По самой врожденной своей силе, все божественное тянется к своему Творцу; в нем всегда есть богоустремленные силы, которые его сохраняют от всякой смерти и гибели и возвращают к Творцу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов

См. Толкование на Мф. 25:26

Блж. Феофилакт Болгарский

итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов

См. Толкование на Мф. 25:20

Ориген

Ст. 28-29 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Ты видишь, что у лукавого раба и ленивого отнимается талант и отдается имеющему десять талантов. И довольно трудно объяснить, почему у кого-то отнимается то, что ему было дано, и отдается другому, правильно поступившему, чтобы он имел еще и это сверх того, что приобрел. Тем не менее это возможно, потому что Бог, Который творит в ком-то надлежащее понимание учений истины, может Своим Божеством отнять достаток у того, кто воспользовался ею более нерадиво, и отдать приумножившему ее. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. Как, например, имеющему веру, которая от нас, дастся духом веры благодать веры, которая от Бога, и приумножится; и что бы ни имел кто-то по естественному творению, если будет подвизаться в этом, получит то же самое от Божией благодати, приумножившись и утвердившись в том самом, что имеет. Ибо не только относительно премудрости, но и относительно всякой добродетели нам следует понимать слова Соломона: Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими, без Твоей премудрости он будет признан за ничто (Прем 9:6).


Этот раб не желал внять увещанию Писания, дабы услышать от своего господина: верный (Мф. 25:23), что подобно, как я полагаю, сказанному об Аврааме, что поверил Авраам Богу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. 15:6). Так и тому, кто услышал от своего Господа: верный раб, без сомнения, вменена его вера в праведность, как вменена в праведность вера того, кто был верен в малом (малое - это все то, что относится к его жизни); поэтому ему доверяется вся тайна воскресения и пользование вышними благами.

И давайте посмотрим, куда входит тот добрый и верный раб, который был верен в малом этой жизни. Войди, сказано, в радость господина твоего. Ибо там одни наслаждения и одни радости; кто здесь плачет, там будет смеяться, и кто похвально скорбит, получит достойное утешение. А то, что Господь сказал (или о получившем пять талантов, или о получившем два) подойдя (Мф. 25:20-22), понимай как прибытие и переход от этого мира в тот, и посмотри, что Господь обратился ко второму с такими же словами, как и к первому, говоря: Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю (Мф. 25:23).

И я спрашиваю: раз одни и те же слова сказаны им обоим, не может ли быть того, что имевший меньшую добродетель и подвизавшийся во всем том, что имел, подобающим образом будет иметь ничуть не меньше у Бога, чем имевший большую добродетель, чтобы исполнилось на них сказанное: Кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка (2 Кор. 8:15). Нечто подобное высказывается и относительно заповеди любви к Богу и к ближнему, когда [Господь] говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею крепостию твоею (Мк. 12:30; Лк. 10:27). Ибо, без сомнения, когда кто-нибудь возлюбит Бога всем сердцем своим, и всею душою своею, и всею крепостию своею, он имеет такое воздание за любовь, как имевший большее сердце, или имеющий более возвышенную душу, или стяжавший большую добродетель. Ибо требуется только то, чтобы человек имел что-нибудь от Бога и пользовался всем этим во славу Божию.

Мне кажется, что получивший один талант принадлежал к [числу] верующих, однако неуверенно проводящих жизнь в вере, но желающих скрываться и делать все, чтобы в них не распознали христиан. Возможно, и другие их нравы были не слишком предосудительными, и они сохраняют полученное, но не приумножают, и не торгуют, и поступают с ним неуверенно; поэтому слово не достигло в них большего и не приобрело других. Еще мне кажется, что люди такого рода имеют страх Божий и мыслят о Боге как о ком-то суровом, жестоком и неумолимом.


Поскольку сообщается, что у того домовладыки было три собственных раба, спрашивается, могли ли они, уверовав и став его рабами, торговать как полноправные после того как получили от домовладыки его деньги, так что один употребил их в дело и приобрел [другие таланты], и другой приобрел [другие таланты], а третий, из-за страха недостаточно верный, закопал и скрыл деньги своего господина? И из самой оправдательной речи, которую он произносит, ясно, что он убоялся господина - как другой имел ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2) - и, убоявшись, скрыл свой талант в земле. Таковы те, кто не обсуждает и не исследует то, что говорится, и не извлекает пользы для своих душ, но желает скрыть полученное и доверенное.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 28-29 Возмите убо от него талант и дадите имущему десять талант: имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него

Повелел лишить его дара учительства, – который вообще назвал здесь талантом, – и честь эту предоставить, как бы в придачу, имеющему десять талантов. Всякому, имеющему усердие и заботливость, будет дана честь даже больше той, которая следует ему, а от неимеющего ни усердия, ни заботливости, отнимется даже дар учительства, так как он не пользуется им.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Архим. Софроний (Сахаров)

итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов

См. Толкование на Лк. 16:10

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 28-29 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Т. е. кто заботится о добром употреблении даров Божиих, у того более и более умножаются самые дары, напр., кто учится усердно, тот более и более развивает и усовершает свои способности и приобретает познания; а кто ленится, тот притупляет способности, забывает и то, что узнал было. Кто из богатых усердно помогает бедным, у того богатство не оскудевает, а умножается; а скупые в отношении к бедным, тратя богатство на собственные прихоти и удовольствия, обедневают. Кто воздержен, тот здоров и живет долго; кто невоздержен, тот болеет и рано умирает.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Лопухин А.П.

итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов

(Лк. 19:24). Ориген говорит: “каким образом отнимается у кого-нибудь то, что было ему раньше дано, и отдается другому, деятельному, чтобы у него было больше того, что он уже приобрел, это не довольно легко объяснить.” Дальше у Оригена следует аллегорическое и туманное объяснение. В духовном смысле, конечно, объяснение “довольно трудно;” но если мы будем держаться близко исторической или бытовой основы притчи, то объяснение не представится особенно трудным. У раба, который не отдал в рост данной ему суммы, как у недеятельного и ленивого, она отнимается. Это служит первым для него наказанием. Не принесший роста талант отдается первому рабу, а не второму, хотя и он также был добр и верен. Это надежнее. Все это так естественно и жизненно! Нет нужды, что у первого и без того много талантов. Силы его велики, и он может опять действовать и еще приобретать. Господин повсюду и везде расчетлив и отлично знает как соблюсти свои интересы.

Толковая Библия.

Троицкие листки

итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов

См. Толкование на Мф. 25:14