Толкования на Мф. 25:35

Свт. Иоанн Златоуст

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня

Не пробегай без внимания этих слов. Выражение: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, представляет четыре побуждения к милостыне: достоинство просящего – потому что просящий есть Владыка; потребность нужды – потому что Он алчет; легкость подаяния – потому что Он просит напитать Его и требует только хлеба, а не роскоши, и величие дара – потому что за эту малость Он обещает царство. Ты бесчеловечен, жесток и немилостив? Постыдись, говорит, Он, достоинства Того, Кто просит. Но тебя не пристыжает Его достоинство? Тронься несчастьем. Но и несчастье не преклоняет тебя на милость? Подай по легкости прошения. Но, ни достоинство, ни потребность нужды, ни удобство подаяния не может убедить тебя? Подай же нуждающемуся ради величия обещанных за это благ. Видишь ли четыре причины, которые могут тронуть и сам камень, и мелочного, и глупца, и безжалостного, и самого медлительного из всех людей? Какое же будет прощение тем, которые после такого увещания и совета презирают нуждающихся?

Беседа на слова: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя.


См. Толкование на Мф. 25:31

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня

См. Толкование на Мф. 25:34

Блж. Иероним Стридонский

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня

См. Толкование на Мф. 25:31

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня

См. Толкование на Мф. 25:34

Ориген

Ст. 35-40 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели ? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

И мы ткем для зябнущего Христа одежду, когда принимаем премудрость, сотканную Богом, чтобы через [Его] учение мы научали других и облекали их в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:12) и в прочие добродетели. И все эти духовные добродетели суть одежда для тех, которые слышат учение научающих этим добродетелям, согласно слову [апостола], говорящего: Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение и прочее; а скорее, и в Самого Христа, Который и есть эти все добродетели для верующих, по слову [апостола], говорящего: Облекитесь в Господа Иисуса (Рим. 13:14).

Итак, когда мы наденем такого рода одежду на одного из [братьев] меньших, верующих во Христа, окажется, что мы одели Самого Господа, чтобы Слово Божие не пребывало нагим в этом мире (насколько это в наших силах). Так же мы должны поддерживать и странствующего Сына Божьего, и служителей Его тела, странствующих в [этом] мире, чистых ото всех телесных дел, как Он Сам говорит о Себе и Своих учениках: Потому что они не от мира, как и Я не от мира (Ин. 17:14-16). И Христос ищет со Своими учениками душу, куда бы Ему вступить.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Епифаний Латинский

Ст. 35-40 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели ? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня. И еще многое, что мы прочитали. Обретя веру, праведники скажут в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели (Мф 25:37-38)? И прочее, что за этим следует. Так что же, возлюбленные мои? Неужели Господь наш голоден и испытывает жажду? Неужели наг Тот, Кто Сам сотворил все на небе и на земле, Кто вскармливает ангелов на Небе и всякий народ на земле, Кто не нуждается ни в чем земном, ибо сущность Его не убывает? Такое кажется невероятным. Однако легко поверить в то, в чем Он Сам сознается. Ведь Господь алчет не в Себе, но в Своих святых; Господь жаждет не в Себе, но в Своих бедняках. И наг Господь не в Себе - Он всех одевает, но в Своих рабах. И болен Господь не в Себе - Он всех больных в силах исцелить и смерть разрушить, но в Своих рабах. И странник Господь не в Себе - Ему принадлежат и небо, и земля, но в Своих рабах. И в темнице Господь не в Себе - Он в силах любого освободить от мучений, но в Своих святых. Теперь видите, возлюбленные, что святые не сами по себе: как святые претерпевают все это ради Господа, так и Господь терпит это ради святых вместе с ними.

Толкование на Евангелия.

Евфимий Зигабен

Ст. 35-36 Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне

Отсюда видно, что Он говорит к одним только христианам, у которых были Его евангельские заповеди. А к неверующим тогда вовсе не будет говорить: все они тогда сами себя осудят. Поэтому говорится: не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1:5), т.е. не воскреснут для суда, а для наказания. И выше (Мф. 24:30) Иисус Христос ясно показал, что когда явится на небе знамение Сына Человеческого, тогда восплачутся вся колена земная, чувствуя осуждение в одной своей совести. Обрати внимание на то, что здесь говорит об одной только любви к ближним, и по ней одной праведным присуждает награду, а грешникам – наказание. Но не потому делает это, что остальные добрые дела праведников и преступления грешников оставит без испытания, – так как Он испытает все дела, слова и помышления каждого, как и Сам Он открывал часто в Своем учении, и мы знаем из многих мест Божественного Писания, и так как за добрые дела Он наградит, а за худые – накажет; но говорит здесь об одной только любви к ближним, желая подтвердить, что Он по преимуществу ее ищет и за нее наиболее взыщет, так как она наиболее необходима христианам. Отличительный признак каждого христианина есть любовь: о сем, – говорит, – разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13:35) , а главнейшее в ней, как говорит Григорий Богослов, это любовь к бедным, милосердие и сострадание к ближним. Ничем другим, говорит он, так не почитается Бог, как милосердием, и ничем другим, как только человеколюбием, воздается человеколюбивому. Говорит, по преимуществу, о важнейшей добродетели христианина, устрашая нас таким образом и убеждая, чтобы мы, люди, были человеколюбивы, так как будем нуждаться в то время в Его человеколюбии. Самая справедливая награда для немилосердных – немилосердие, а для милосердых – милосердие. Будучи Сам милосердным – воздает великие награды за малые подвиги. Очевидно, что требует человеколюбия только от тех, кто может его оказать, а для тех, кто не может, достаточно одного желания оказать. Перечисляет различные виды человеколюбия, чтобы, если возможно, мы исполнили все, а если нет, то по крайней мере те, какие можем.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 35-40 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Это можно понимать и в отношении учителей, дававших пищу учения алчущим праведности, дабы насыщались и укреплялись добрыми делами, дававших питье истины жаждущим познания Бога. Уча в слове [Божьем], они, конечно, насыщали их и давали им пить, крестя в Духе Святом тех, кто есть странники в мире этом. Ведь истинно странницы в этом мире - все души, которые скажут: Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 39:12). Проповедуя слово веры, они отводят души от любых заблуждений и делают их членами семьи святых, их соратниками. Самого Христа принимают те, кто, научая праведности, одевает нагих, то есть не имеющих одеяния праведности. И написано: Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:12). Или они облекаются во Христа и крестят их во Христе, как написано: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27).


Тот, кто навещает больных и страдающих болезнями плотских пороков, кто исцеляет их лекарством учения, тот исцеляет в них Христа. Даже если Христос здоров в здоровых душах, Он болен в душах больных. Но так же и тот, кто приходит к людям, которые заживо спустились в мир мертвецов, совершая дела адские, то есть к людям, находящимся в темнице и под опекой бесов, как говорит Писание: Да сойдут они живыми в ад (Пс. 54:16). Приходя к ним словом своим, он выводит их из темницы ада и освобождает от бесовской опеки. И они воздают ему благодарность свою: Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня (Пс. 29:3-4).

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 35-36 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне

Почему на суде Господь не упоминает о вере и не указывает на другие добродетели праведников, кроме милосердия, равно не указывает на другие пороки грешников, кроме милосердия? О вере не упоминает Господь на суде, потому что она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры. Господь не указывает на другие добродетели праведников, кроме милосердия, равно как и на другие пороки грешников, кроме милосердия: потому что добродетель милосердия выше всех добродетелей, и кто имеет ее, тот не имеет и другие; так равно и наоборот, порок немилосердия больше всех пороков, и кто имеет его, тот имеет и другие пороки. Алкал Я, т. е. когда у меня не было хлеба и я просил милостыню. Был странником: на востоке, где гостиницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно важною добродетелью. Был наг, т. е. одет дурно, недостаточно для прикрытия тела от жары и холода. Таковые у евреев назывались нагими.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

Лопухин А.П.

Ст. 35-36 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне

Картина внезапно изменяется, не становясь от этого менее величественною. Царь припоминает Свое прошлое. Он не стыдится Своей прежней бедности и убожества. Слова эти были понятны всем.

Толковая Библия.

Троицкие листки

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня

См. Толкование на Мф. 25:31