Толкования на Мф. 26:63

Свт. Иоанн Златоуст

Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий

См. Толкование на Мф. 26:61

Блаж. Иероним Стридонский

И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий

Почему, нечестивейший из священников, ты заклинаешь? Затем ли, чтобы веровать, или чтобы обвинить? Если затем, чтобы обвинить, то другие обличают Его: осуждайте Того, Который молчит. Если же затем, чтобы уверовать, то почему ты не уверовал, когда Он исповедал [истину]?

Блаж. Феофилакт Болгарский

Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий

См. Толкование на Мф. 26:60

Ориген

Ст. 63-64 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных

И в законе мы несколько раз находим случаи употребления заклинания. И ныне в настоящем месте священник заклинает Иисуса Богом живым. И я считаю, что муж, желающий жить по Евангелию, не должен заклинать другого человека. Ибо подобное говорит в Евангелии Сам Господь: А Я говорю вам: не клянись вовсе (Мф 5:34) и не заклинай вовсе. Ведь если непозволительно клясться, как предписано Христом в Евангелии, то справедливо, что непозволительно заклинать другого. Поэтому ясно, что первосвященник заклинал Иисуса противозаконно, хотя бы и казалось, что Он заклинает Его Богом живым.


Однако не подобало, чтобы наш Господь отвечал на заклинание первосвященника, словно бы претерпевал насилие от заклинающего вопреки Своей воле. Он не отрицал, что Он - Христос, Сын Божий, и не явно признал это, но как бы беря в свидетели самого заклинающего (поскольку Он есть Тот, который в вопросе первосвященника был провозвещен Христом Сыном Божиим), говорил: Ты сказал.

И поскольку всякий, кто делает грех, тот от дьявола рожден (1 Ин 3:8), совершал грех и первосвященник, строя козни против Иисуса; и потому он был рожден от дьявола и, как рожденный от дьявола, подражал своему отцу, который дважды с сомнением спрашивает Спасителя: Если ты Сын Божий, как написано в [рассказе] о Его искушениях. Ведь подобно тому: Если ты Сын Божий и это: Ты ли Христос, Сын Божий? Ибо справедливо может сказать кто-нибудь в этом месте, что сомневаться о Сыне Божием, Он ли есть Христос, есть дело дьявола и первосвященника, кознодействующего против нашего Господа.


Мне кажется, что восседание Сына Человеческого означает некую твердыню и царскую стойкость. Итак, возле Силы был утвержден Тот, Который единственный есть Сила и называется [ею] в собственном смысле, и одесную Ее - Тот, Который принял всю власть от Отца как на небе и на земле (Мф 6:10), и это основание узрят однажды даже противники, после того как Его с радостью узрят блаженные.

Но, согласно Марку, Он не говорит отныне, но просто - И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы (Мк 14:62), что не содержит никакого противоречия тому, что мы изложили. Если же следовать Матфею, который говорит: отныне узрите, и Луке, говорящему: отныне Сын Человеческий воссядет (Лк 22:69) и прочее, - следует спросить: если Спаситель сказал отныне, исполнилось ли это на тех, которые услышали Его слова: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы? Мы скажем, что вполне могло исполниться, потому что отныне, то есть со времени домостроительства [спасения], Сын человеческий воссел одесную Силы, и Его ученики увидели Его воскресшим из мертвых и потому увидели Его утвержденным одесную Силы, как мы изложили выше.


Это живые облака - пророки Божии и апостолы Христовы, которым Он поручает ниспосылать дождь, когда надо будет, или не ниспосылать на бесплодную лозу. Если же кто-то не хочет быть облаками такого рода, на которых и с которыми придет при Своем явлении Сын Человеческий, пусть сам смотрит. Ибо всегда Бог Слово, и Премудрость, и Истина, и Правда приходит на них и с ними, являя Свое пришествие достойным Его. И эти облака, словно бы нося образ небесного (1 Кор 15:49), есть облака неба непреходящего и удостоенные восседания Божьего и царства Божьего, словно наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим 8:17) - они царствуют вместе с Ним.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий

См. Толкование на Мф. 26:62

Лопухин А.П.

Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий

(Мк. 14:61). Иисус Христос молчал потому, что в лжесвидетельствах не указывалось никакого преступления. Кроме того, молчание бывает всегда наилучшим ответом на всевозможные клевету и лжесвидетельства. Людей, которые лгут и намерены лгать, всегда бывает трудно убедить в истине, потому что на опровержения, в которых она разъясняется, они отвечают новою ложью. Хорошо видно, что все эти лжесвидетельства были только предлогом для обвинения, самый же действительный и главный пункт, за который первосвященникам нужно было осудить Христа, подобно какому-то привидению, отстраняется на самый задний план. Так, политические убеждения часто не преследуются сами по себе и как такие, но человек страдает от разных придирок, иногда не имеющих и никакой связи с теми деяниями, которые считаются главным преступлением. То, что часто бывает в области политики, часто бывает и в области религии. Новизна религии Христа, ее нравственное несоответствие пониманиям, обычаям и деятельности вертепа разбойников — вот в чем заключалось, в сущности, преступление Христа по взгляду этого вертепа. Но об этом неудобно было говорить, потому что это, в сущности, не было преступлением. Поэтому наблюдается придирчивость только к мелким фактам, — все равно мнимым и действительным. Но судьи Христа хорошо понимают, что эти мелкие обвинения и лжесвидетельства не равняются (ουδέ ούτως ην ή μαρτορία αυτών — Мк. 14: 59), не соответствуют той цели, какая имелась в виду — предать Христа смерти. Это вызывает первосвященника на более решительный шаг. Для чего собирать эти мелкие лжесвидетельства? Для чего тратить время на мелкие вопросы? Нужно обратиться к самому главному. Каиафа, вероятно, встал со своего места, находившегося в самом центре судейского полукруга, и направился к подсудимому. Среди судей, как нужно предполагать, воцарилось глубокое молчание. И вот первосвященник произносит торжественным слова: “заклинаю Тебя Богом живым…” Каиафа произнес не клятву, а заклятие. Он Богом живым заклинал Христа сказать ему правду. Первосвященник знал, что Христос прежде называл Себя так. Это было, по его мнению, самовозвышением, таким присвоением высшего достоинства, на которое не может решиться ни один человек. Первосвященник желает теперь формально и пред всеми вынудить у Христа признание, что Он действительно повинен в таком преступлении.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий

См. Толкование на Мф. 26:57