Толкования на Мк. 1:5

Свт. Григорий Богослов

И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои

Порассуждаем немного о различии крещений… Моисей крестил, но водою, а до того - облаком и морем. В этом было указание на будущее, как полагает и Павел: море было прообразом воды, облако - Духа, точно так же, как манна была прообразом хлеба жизни, а вода из камня - божественного пития (1Кор. 10:1-4). Крестил и Иоанн, но уже не по-иудейски, ибо крестил не только водою, но и в покаяние, хотя еще и не всецело духовно (ведь не прибавлено в тексте: «…и Духом»). Крестит и Иисус, но Духом - вот совершенство! Как же не Бог Тот - скажу кое-что посмелее, - от Кого ты сам становишься богом? Известно мне и четвертое крещение: мученичеством и кровью, которым и Сам Христос крестился, - и оно намного почетнее других, поскольку его нельзя осквернить повторно. Знаю еще и пятое крещение: слез, - но оно требует большого труда, ибо в нем каждую ночь орошаем ложе свое слезами (ср. Пс. 6:7).

О святых светочах (Слово 39).

Свщисп. Василий Кинешемский

«И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне», ожидая найти в Иоанне давно желанного пророка, Спасителя мира. Но это был только Его предтеча.

Сильнейший его шел за ним.

Беседы на Евангелие от Марка.

Блж. Иероним Стридонский

И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои

Крещение Иоанна не столько отпускало грехи, сколько было крещением во отпущение грехов, то есть ради будущего прощения, которое последует через освящение во Христе (ср. 1Кор. 1:30).

Спор люциферианина и православного.

Блж. Феофилакт Болгарский

И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои

См. Толкование на Мк. 1:4

Прот. Иоанн Бухарев

И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои

Вся Иудейская страна – выражение усиленное: здесь слово все употреблено вместо: многие или весьма многие, так употребляется иногда это слово в Свящ. Писании. Иерусалимляне, т. е. жители города Иерусалима. Иерусалим, это – главный город Иудейского царства, в южной части Палестины. Постоянных жителей в нем около времени жизни Христовой считалось до 120,000. Крещахуся (крестились) все во Иордане реке от него. Иордан – главная река Палестины. Иордан берет свое начало в горах Ливанских, на севере от Палестины, и течет почти через всю Палестину от севера к югу, и впадает в Мертвое море. Обыкновенная ширина его– 10 саж., а глубина 7 (см. карту).

Для чувственных Иудеев недостаточно было проповеди о покаянии на словах, нужно было запечатлеть эту проповедь каким-нибудь наружным знаком, дабы они помнили, что дали твердое обещание оставить прежние грехи, и, уверовав в грядущего Мессию, переменить свою жизнь, т. е. что, подобно телесному омовению, обязуются постоянно очищать душу свою от нечистоты греховной. Для этого-то и крестил Иоанн (Тр. л.).

Как крестил Иоанн? Он не возливал воду на голову крещаемого, как пишут неправославные иконописцы. Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иоанн совершал крещение там, где было много воды; да и самое слово крестить значить погружать, а не окроплять. Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедовал грехи свои; потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он уверовал в грядущего по нем Мессию, и затем выводил его на берег, где крещенный молился (там же). У Иудеев времен Христовых было убеждение, что крестить будет и Сам Meccия, и Его предтеча (Ин. 1:25).

Исповедующе грехи свои. Исповедание грехов было и в ветхом завете (Лев. 16:29-30 и далее Чис. 5:7). Оно есть потребность кающегося сердца. Исповедание, как равно и крещение Иоанново, как замечено выше, не имели силы отпускать грехи, так как тогда еще не пострадал Господь Иисус Христос на кресте за грехи рода человеческого. Иоанн проповедовал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т, е. вел к крещению Христову, которым даруется отпущение грехов (Феоф.). (О значении крещения Иоаннова чит. в объясн. Мк. 1:4 и 8).

У евангелиста Матфея говорится, что когда Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния, то говорил при этом: приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). Выражения: царство Небесное и также царство Божие, царство Христово часто встречаются в книгах новозаветных, они означают царство Господа Иисуса Христа на земле и на небесах, т. е. 1) так называемое царство благодати на земле в церкви Христовой (Мк. 9:1), где даруется человеку-грешнику оправдание пред Ботом и примирение с Ним чрез искупительные заслуги Спасителя Иисуса Христа (Мк. 1:1) и 2) как следствие сего, царство славы, или блаженство на небесах (Мф. 25:34), – первое, как начало, а второе, как полное совершение и окончание. Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки (Ис.11:1-10; Иер. 31:31, и далее Дан. 7:13 и далее).

Чтобы Иудеи лучше могли понимать учение о духовном царстве Христовом, пророки представляли им это царство под образом земного. Только Иудеи предсказание это о царстве Христовом понимали прямо в материальном, а не в духовном смысле; поэтому представляли Meccию земным царем, который завладеет царствами на земле и, освободив Евреев от римской власти, их самих сделает царями и правителями народов (Мф.2:3).

Понятно, что для вступления в царство Христово необходимо покаяние, чего требовал Предтеча Христов от своих слушателей. И Сам Господь Спаситель начал Свою проповедь словами: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 4:17).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои

Евангелист Марк повторяет здесь то, что сказано в Евангелии Матфея (Мф.3:5–6). Только он сначала упоминает об «иудейской стране», а потом уже об «иерусалимлянах». Может быть, здесь сказывается намерение Марка, – писавшего свое Евангелие для христиан из язычников, которые не могли симпатизировать городу, в котором был умерщвлен Христос, – поставить Иерусалим не на таком видном месте, на каком его ставит писавший свое Евангелие для христиан из иудеев Матфей (проф. Богословский «Общественное служение Господа Иисуса Христа», вып. 1-й, с. 36).