Толкования на Мк. 3:16

Свт. Филарет (Дроздов)

поставил Симона, нарекши ему имя Петр

И во дни нового завета Сам Господь переименовал Симона Петром, то есть «камнем» (Мф. 16:18) «твердаго… исповедания (Евр. 4:14) веры…»

Слово в день Тезоименитства Его Императорского Величества Благоверного Государя Императора Александра Павловича (Говорено в Успенском Соборе августа 30). 1825

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XIV. Почему один из евангелистов одних, другие же иных перечисляют учеников, которых избрал Христос (Мф. 10:2; Мк. 3:16; Лк. 6:13)?

Разъяснение см. Мф. 10:2

Блж. Феофилакт Болгарский

поставил Симона, нарекши ему имя Петр

См. Толкование на Мк. 3:13

Ориген

поставил Симона, нарекши ему имя Петр

Имя представляет собой обобщенное название, выражающее собственное качество именуемого… Изменилось качество Аврама - и он назван был Авраамом (Быт. 17:5), Симона - он стал именоваться Петром (ср. Ин. 1:42), Савла, что гнал Иисуса, - и он был наречен Павлом (Деян. 13:9). Что касается Бога, Который Сам неизменен и всегда тождественен Себе, то у Него есть как бы одно постоянно применяемое к Нему имя - «Сущий», как об этом сказано в Исходе (Исх. 3:14) или в других похожих местах.

О молитве.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 16-17 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»

И нарече Симону имя Петр. Это имя наречено было Симону еще при первой встрече Господа с ним. Когда Андрей, брат Петров, сам уверовал в Христа и привел к Нему брата, то Господь, взглянув на него, сказал: ты наречешься Кифа (еврейское слово), что значит камень (по-гречески Петр. (Ин.1:42). Теперь же это наименование только снова подтверждено Господом.

Апостол Петр и еванг. Матфеем (Мф. 10:2) и Лукой (Лк. 6:14) в числе 12-ти Апостолов поставлен на первом месте, потому что он, как равно и брат его Андрей, прежде других были призваны к апостольскому служению (Ин. 1:41), почему апостолу Андрею и усвоено название Первозванного, и потому еще, что по своим качествам, напр., по вере, любви к Иисусу Христу и т. п. он действительно был первым. „Ты Христос, Сын Бога живого!“ он первый сказал, когда Иисус Христос спросил Апостолов, за кого они почитают Его (Мф. 16:15-16).

„Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» спрашивал Иисус Христос Петра. „Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя“, отвечал Петр (Ин. 21:15 и дал. Еще чит. Деян. 1:15; 2:14; 5:3 и далее). Католики признают преимущественное пред другими Апостолами первенство апостола Петра, но это неверно: он только был „первый между равными“ и никогда нигде не выставлял себя иным. Название Петр иначе Кифа значит камень. Так наименовал его Сам Господь в предзнаменование его особенной твердости в вере и проповеди евангельской.

Иаков Зеведеев, т. е. сын Зеведея. Воанергес, еже есть (то есть) сына громова (сыны громовы). Этим названием означаются особенности характера Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, подобно тому, как названием Петр (камень) означаются особенности характера Симона, т. е. что они в некотором отношении подобны грому. Эти особенности суть сила, стремительность и некоторая величавость, выражавшиеся в словах и делах их, как напр. выразились, когда Апостолы просили Господа свести с неба огонь, подобно тому, как сделал Илия, на самарян, не желавших принять к себе Господа (Лк. 9:54. Мих.).

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

поставил Симона, нарекши ему имя Петр

Согласно с древнейшими кодексами Тишендорф, начинает этот стих так: «и поставил двенадцать» (καὶ ἐποίησεν τοὺς δώδεκα).

«Поставил Симона, нарекши ему имя Петр». Правильнее по Тишендорфу: «и нарек имя Симону Петр». Такое прибавление к имени Симона сделано было еще при первом его призвании к последованию за Христом (см. Ин. 1:42). Евангелист Марк, однако, нашел нужным только здесь упомянуть об этом, подобно тому как Матфей нашел нужным сказать о том же при описании другого позднейшего события (ср. Мф. 16:18). Петр – не имя собственное, а прозвище – «скала», так что апостол носил вместе то и другое имя.