Толкования на Мк. 3:29

Свт. Афанасий Великий

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

См. Толкование на Мф. 12:32

К епископу Серапиону послание IV-е. О Святом Духе.

Свт. Василий Великий

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

Вопрос. Какими делами может кто «хулить Духа Святого»?

Ответ. Из той хулы, какую произнесли тогда фарисеи, на которых и изречено сие осуждение, видно, что и ныне тот «хулит Духа Святого», кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, не редко рачительного опрометчиво называя тщеславным, того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе, и многое подобное, лживо приписывая по лукавым подозрениям.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Григорий Богослов

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

Дух благой (ср. Пс. 142:10), правый (ср. Пс. 50:12), владычествующий (ср. Пс. 50:14) - по природе, а не по усвоению. Освящающий, но не освящаемый, измеряющий, но не измеряемый. Тот, к Кому все причастны, сам же не причастный, наполняющий, но не наполняемый, содержащий, но не содержимый. Наследуемый (ср. Еф. 1:13-14), прославляемый (ср. 1Пет. 4:14), сопричисляемый (ср. Мф. 28:19), грозный (ср. Деян. 5:1). Перст Бога (ср. Лк. 11:20), огонь (ср. Мф. 3:11, Деян. 2:3), как Бог - думаю, чтобы показать единосущие. Дух сотворивший (ср. Иов. 33:4), воссозидающий в крещении (ср. Тит. 3:5) и воскресении (ср. Рим. 8:11). Дух всеведущий (ср. Рим. 8:26, 1Кор. 2:11, Еф. 3:4-5), наставляющий (ср. Неем. 9:20, Ис. 11:2, Ин. 14:26), веющий, где и сколько хочет (ср. Ин. 3:8), руководящий (ср. Пс. 142:10, Ин. 16:13), беседующий (ср. 2Цар. 23:2, Иез. 11:5, Мф. 10:20, Мк. 13:11, Ин.16:13, 1Тим. 4:1), посылающий (ср. Ис. 61:1, Деян. 13:4, отделяющий (ср. Деян. 13:2, 1Кор. 12:11), побуждающий (ср. 2Пет. 1:21), испытующий. Открывающий (ср. 1Кор. 2:10, Еф. 3:5), просвещающий (ср. Иоил. 2:28, Евр. 6:4), жизнетворный, или еще лучше - Сам свет и жизнь (ср. Иов. 27:3, 33:4, Пс. 103:30, Дан. 5:14, Еф. 2:1-10). Храмоздательный (ср. 1Кор. 3:16), обоживающий (ср. 1Кор. 6:11, 1Сол. 5:23, 2Сол. 2:13, 1Пет. 1:2), усовершающий (ср. Ис. 11:2), так что и в крещении приемлется, и по крещении ищется (ср. Мр. 1:8, 10). Творящий то же, что Бог.

О Святом Духе (Слово 31 ).

Сщмч. Григорий (Лебедев)

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

См. Толкование на Мк. 3:28

Прп. Максим Исповедник

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

См. Толкование на Мф. 12:31

Блж. Августин

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

Не то чтобы это было хулой, за которую невозможно получить прощения, поскольку и такое прощается, если последует должное раскаяние.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

См. Толкование на Мк. 3:28

Ориген

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

Сила Бога Отца и Бога Сына являет себя в равной степени через любое творение (ср. Рим. 1:20), причастность же Духу Святому, как видим, свойственна только святым (ср. Рим. 8:10, Гал. 6:8). Об этом сказано: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор. 12:3). И вот сами апостолы удостаиваются услышать: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый (Деян. 1:8). В соответствии со словами: Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему (Мф. 12:32), я полагаю, что человек, будучи причастным слову и разуму, если перестанет жить разумно, то поступит невежественно и глупо, и потому может быть прощен. Однако если уже был достоин стать сопричастным Духу Святому и внезапно отступает от Него, то это и будет означать хулить Духа Святого (ср. Мф. 12:31-32).

О началах.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 29-30 но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух

Хула на Духа Святаго, это – упорное сопротивление очевидной истине (Деян. 7:51), отрицание самых очевидных действий Св. Духа, напр. чудес, и злобное оскорбление Его, когда напр. самые видимые действия Духа Св., хотя в изгнании бесов Иисусом Христом, приписываются злому духу – сатане, веельзевулу (о веельзевуле чит. в объясн. Мк. 3:22); а это свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца. Так хулили Духа Св. фарисеи, не хотевшие верить чудесам Христовым, совершавшимся силой Духа Святого, и объяснявшие их силой злого духа (Мк. 3:22 и 30).

Так же разумеется совершенное неверие, отрицание невидимого, духовного. Не имать отпущения (не будет прощения) в этом грехе вовек, – не будет прощения не потому, чтобы Бог не хотел или не мог их простить, а потому, что нравственное состояние людей, имеющих этот грех таково, что они теряют всякую возможность раскаяния и вместе с тем восприятия обновляющей и спасающей благодати Духа Святого, они таким образом приходят в состояние нераскаянных демонов, они гонят от себя прочь благодать Духа Святого (Быт.6:3), и покаяние чрез это становится для них невозможным: ибо насильно Бог не спасает никого. Неверующие же не сознают и нужды в покаянии.

В век, т. е. ни до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда, ни после, в вечности. Повинен (подлежит) вечному суду (осуждению), т. е. осуждению на нескончаемые мучения в аду. В Свящ. писании во многих местах говорится, что как блаженство праведных, так равно и мучения грешных, будут вечны. „Тщетно некоторые – пишет митрополит Филарет – для смягчения страшной угрозы вечным адским огнем, прибегают к милосердию Божию; но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое бесконечное благо, и уклонение от Него – единое бесконечное зло?“

Духа нечистого имать (в Нем нечистый дух). Нечистый дух – тоже, что и веельзевул, сатана, злой дух, в противоположность Духу Святому (Мк. 3:22, 29). У еванг. Матфея здесь приведены еще следующие слова Христовы: Иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему (Мф. 12:32). На Сына человеческого, т. е. против Самого Иисуса Христа (чит. объясн. Мк. 2:10). Это значит: если кто будет говорить что-нибудь против Иисуса Христа, колеблясь признать Его за Мессию, как например, Иудеи соблазнялись Его происхождением из Назарета, из Галилеи (Ин. 1:46, 7:52) и уничиженной жизнью, например, что Он обращается среди мытарей и грешников, ест и пьет с ними, этот грех простится; потому что это – грех заблуждения, недоразумения и неведения, и в нем легко раскаяться; так как заблуждения и недоразумения могут рассеяться, неведение замениться познанием и верой.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению

См. Толкование на Мк. 3:23