Толкования на Мк. 6:3

Мч. Иустин Философ

Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем

Когда Иисус пришел к Иордану, Его считали сыном плотника Иосифа (ср. Мф. 13:55), и Он казался, как предвозвещали об этом Писания, не имеющим вида (ср. Ис. 53:2), и считался плотником, ибо, будучи среди людей, Он делал плуги и ярма - эти плотницкие изделия, научая с их помощью образцам праведности и деятельной жизни.

Беседа с Трифоном иудеем.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

И соблазнялись о Нем

Во все века исполнялось предсказание Симеона Богоприимца, что «лежит Сей (Христос) на падение и на восстание многих… и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). И во все века «соблазнялись» о Нем. Предметом соблазна была обычность Его человеческой жизни… «Не плотник ли Он?» Как будто Отец Небесный в условиях земного порядка, Им же благословенного, должен был в Своем Сыне на земле проявить одно сплошное чудо, одну необычайность. Как будто обстановка одного сплошного чуда не оторвала бы Божия Сына от земли, от людей, ради которых Он и пришел! А потом соблазнялись о Нем через Церковь. Разве служители Его безгрешны? Как будто члены Церкви живут вне земных условий. И как будто Бог на земле должен был создать обстановку сплошного чуда.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прп. Ефрем Сирин

Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем

Пришли плотники к сыну Иосифа, воспевая: благословенно рождение Твое, Глава плотников, ибо Тобой вырезан также ковчег (ср. Исх. 25:10-16), Тобой соткана скиния завета ( ср. Исх. 26), что была лишь на время. Прославь имя нашего ремесла, чтобы стало оно достоинством нашим. Сделай ярмо легким и столь же покойным для несущих его (ср. Мф. 11:30). Создай меру, что не может быть ложной, ибо истина полная в ней.

Гимны на Рождество.

Блж. Феофилакт Болгарский

Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем

См. Толкование на Мк. 6:1

Прот. Иоанн Бухарев

Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем

Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын (Мф. 13:55)? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. (Мк. 3:21).

Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать… Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем

Евангелист Марк сообщает, что сограждане называли Христа «плотником», а не «сыном плотника», как в Евангелии Матфея. Но противоречия здесь нет, потому что у евреев было в обычае, чтобы отец обучал сына своему мастерству, так что и Христос, конечно, был обучен плотническому мастерству. Правда, Ориген говорит, что «нигде в принятых Церковью Евангелиях Христос не называется плотником» («Против Цельса», VI, 36), но другие древние церковные писатели знают это предание как сообщенное в Евангелии. Ориген, вероятно, имел под руками список Евангелия Марка, уже исправленный по Евангелию Матфея.

«Брат Иакова»… (см. Мф.1:25).

(См. Мф.13:55–56).