Толкования на Мк. 14:3

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 3-8 И когда был Он (Христос) в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира… драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению

Снова голос земли и снова попытка подменить Божеское человеческим! Опять выдвигается земное и видимое взамен неосязаемого, но полноценного. Женщина по вере и любви ко Христу приносит Ему жертвенный дар. А земля считает: «Практично ли это? К чему сия трата мира?» И земля сейчас же прикрывается благовидным предлогом: «нищие». «Не лучше ли продать миро и раздать деньги нищим?» Нищие и благотворительность им – это хорошо. И нищие около вас, и вы всегда можете оказать им добро. Но вот всегда ли с душою Бог? Когда не будет с душою Бога, захотите ли вы откликнуться нищим? Значит, умна ли ваша забота о нищих, когда вы своею земною практичностью и служением земным целям рушите фундамент забот о добре? Вывод отсюда ясен. Все, что касается твоих дел, непосредственно обращенных к Богу и делаемых ради Него и по Его закону, как-то: подвига, насилия над собою, очищения сердца, молитвы, поста, жертв, – все то совершай прежде всего и не загораживай этого никакими земными целями, как бы они ни были высоки и согласны с Христовым законом. И это потому, что ты строишь Божеский фундамент души, когда он будет прочен, на нем уже легко построится все нужное, прикладное, что потребует Божеский закон. Без Божеского фундамента в душе все внешнее построение жизни (хотя бы и основанное на разумном и добром, например, та же помощь нищим) будет висеть в воздухе, предоставленное случайностям человеческих взглядов, настроений, человеческого душевного состояния. А потому неси Самому Христу драгоценнейшее миро твоей веры и любви. Раскрой дорогой сосуд твоей души и пролей из него всю ароматную влагу, насыщенную устремленностью к Господу. Не измеряй глубины искания. Не считай ценность жертв! Ты приобрел бесценное: с тобой Господь. Это драгоценнее всего. Когда будет с тобой Христос, ты с легкостью воздашь должное нищим.

«Очисти, Господи, скверну души моея и спаси мя, яко Человеколюбец» (Великий Вторник, утренняя стихира на хвалитех).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Иероним Стридонский

И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову

Эта женщина вне храма, но она приносит сосуд с миром из нарда, из чистого нарда, который сама и приготовила. Вот и вы, верующие, зоветесь чистыми, как из нарда. Собранная от всех народов, Церковь возносит дары свои Спасителю - верность верующих. Она разбила алавастровый сосуд, дабы все приобщились мира.


Так же, как зерно пшеничное, если не умрет в земле, не принесет плодов (ср. Ин. 12:24), так и если бы не разбит был алавастровый сосуд, мы не могли бы быть помазаны.


С особым посланием эта женщина обращается к вам, собирающимся принять крещение. Она разбила алавастровый сосуд свой, чтобы Христос сделал вас Христовыми, то есть помазанниками. Вот как говорится в Песне Песней: От благовония мастей твоих имя твое - как разлитое миро: поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою (Песн. 1:3-4).

Трактат на Евангелие от Марка.

Блж. Феофилакт Болгарский

И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову

См. Толкование на Мк. 14:1

Беда Достопочтенный

И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову

Нет оснований сомневаться, что это та самая женщина, которая, как рассказывает евангелист Лука, была прежде грешницей. Она пришла к Господу с алавастровым сосудом и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром (Лк. 7:37-38, ср. Ин. 12:3). Это та же женщина, однако тогда она, склонившись, только ноги Господа мазала миром, обливаясь слезами раскаяния. Теперь же, в радости от праведности своего дела, она, не сомневаясь, и ноги Его помазывает, и, поднявшись, помазывает голову Его миром.


В том случае не говорилось, какова была мазь (Лк. 7:37-38), здесь же подчеркнуто, что она из чистого нарда, то есть настоящая, ничем посторонним не разбавленная, драгоценная. Это для того, чтобы известить о совершенной вере и чистоте.


То, что Мария помазала миром Его голову, выражает величие Его Божества (ср. Ин. 12:3); то, что она помазала Его ноги, - смиренность Его воплощения. Мы помазываем ноги Его тем, что возвещаем с должной хвалой тайну Его воплощения; мы помазываем голову Его тем, что достойным словом почитаем величие Его Божества.


Происходящее здесь подобно тому, что восхваляет невеста в Песни Песней: Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое (Песн. 1:11). Здесь ясно видно, что сделанное Марией однажды - образ того, что вся Церковь и каждая совершенная душа должны делать всегда.


Мы помазываем голову Господа, воздавая славу Его Божеству и Его человечеству в сладости веры, надежды и любви, и когда восхваляем имя Его праведной жизнью (1 Кор. 13:13). Мы помазываем ноги Господа, когда ободряем бедных Его словом утешения, дабы они не отчаивались в нужде. Мы вытираем их нашими волосами, когда по доброй воле разделяем заботы нуждающихся (ср. Втор. 15:11, Прит. 31:9, Лк. 14:13, Гал 2:10).

Гомилии на Евангелия.

Прот. Иоанн Бухарев

И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову

Повествование о жене, возлившей миро на главу Иисуса Христа, у еванг. Марка передается с большими подробностями, чем у св. Матфея (Мф.26:6-13).

В Вифании. Вифания, это – селение близ Иерусалима, где жило семейство Лазаря, которое Иисус Христос любил за благочестие. В дому Симона прокаженнаго. Полагают, что Симон был исцелен Христом от проказы, почему и называется прокаженным.

Прииде жена (пришла, женщина). Полагают, что это была та самая женщина, которая, по сказанию еванг. Луки (Лк. 7:36 и дал.), еще ранее помазала Господа в доме некоего Симона фарисея. Полагают также, что и этот Симон прокаженный был тот же Симон фарисей (Мих.) Но евангелист не называет его фарисеем, потому что это имя напоминало секту врагов Господа. У еванг. Луки эта женщина названа грешницей. Может быть, это была Мария Магдалина, из которой Господь изгнал бесов (Мк. 16:9), и она теперь так трогательно свидетельствовала свою глубокую благодарность Господу, за что и получила отпущение грехов (Мих.).

Имущи алавастр мира нардного пистикиа, многоценна (с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного). Алавастр, это– род мрамора, из которого делались сосуды для хранения жидких ароматических веществ, также и воды, урны или вазы и пр. Сосуды эти были с длинным и узким горлом. Миро, это – драгоценная благовонная жидкость, составлявшаяся из масла и пахучих веществ: оливкового масла, нарда, смирны и разных цветов. Нард – дерево, произрастающее преимущественно в Ост-Индии, с тонким и высоким стволом; из корней, также из коры и плодов этого дерева извлекается лучший благовонный сок. Чистого, т.е. неподдельного и разведённого разными подмесями, каковой нард ценился очень высоко, почему и назван евангелистом многоценным.

Сокрушши алавастр (разбив сосуд). Сосуды, в которых в древности хранились благовонные масти, очень плотно закупоривались, чтобы лучше удерживалось благовоние. Женщина разбила сосуд, т.е. отбила тонкое и длинное горло его, не жалея для Господа ни благовония, ни самого сосуда.

Возливаше Ему на глaвy. Помазание миром употреблялось в древности у Евреев при посвящении в первосвященники, цари и пророки; употреблялось оно и в обыденной жизни, особенно во время пиршеств; также при представлении высоким людям или приеме таких людей у себя в доме. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лице, бороду и одежду (Пс. 22:5, 132:2), а, для выражения особенного почтения, и ноги.

Блаженный Августин замечает при сем: „Бывши грешницей, женщина осмелилась помазать только ноги Иисуса Христа, считая себя недостойной коснуться пречистой главы Его; а очистившись от грехов, дерзнула возлить миро не только на ноги, но и на голову Его“. „Видя прокаженного очищенным, пишет блаж. Феофилакт, женщина возымела веру, что и она будет очищена Господом от своей душевной проказы – грехов“.

Св. Златоуст называет эту женщину достойной удивления: „потому что, говорит он, другие приходили к Господу за получением телесного здравия, а она пришла, чтобы воздать честь Ему и получить исцеление душевное“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

СТ. 3-9 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала

(См. Мф. 26:6–13).

Евангелист Марк замечает, что миро было приготовлено «из нарда» – по-еврейски «неред» (Песн. 1:12,4:13 и сл.), т. е. из цветка, растущего в горах Ост-Индии, принадлежащего к породе valeriana, в пядень длиной. Сок, из него добываемый, шел на приготовление особой ароматической жидкости, которая лучше всего выделывалась в г. Тарсе и рассылалась оттуда на продажу в маленьких алебастровых банках. «Чистого» (πιστικῆς), т. е. без посторонних примесей.

«Разбив сосуд» (стих 3). У банки, вероятно, было приспособление для наливания из нее мира, в виде горлышка, и женщина, не желая, не думая что-нибудь оставлять для своих нужд из находившегося в банке мира, прямо отбила горлышко и все содержание банки вылила на голову Христа.

«Триста динариев» (стих 5) – около 60 рублей, что соответствует стоимости 1200 г серебра (динарий – 20 коп., т. е. 4 г серебра).

«Роптали на нее» (ἐνεβριμῶντο, ср. Мк. 1:43) – очень рассердились на нее.

«Сделала, что могла» (стих 8), точнее: что получила, то сделала или отдала (ὁ έσχεν ἐποίησεν). Господь, кажется, здесь дает понять, что женщина отдала, пожертвовала для Него тем даром, какой сама получила перед этим.