Толкования на Мк. 15:24

Прп. Иоанн Дамаскин

Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять

Всякое деяние и чудотворение Христа величественно, божественно и дивно, но удивительнее всего честной Его крест. Ибо ничто иное не низвергло смерть, не уничтожило прародительский грех, не повергло ад, не даровало воскресение, не дало силу презирать настоящее и даже самую смерть, не возвратило к первоначальному блаженству, не открыло врата рая, не посадило нашу природу одесную Бога, не сделало нас чадами Божьими и наследниками, как крест Господа нашего Иисуса Христа… Ибо все это достигнуто чрез крест… Он - печать, чтобы не коснулся нас истребляющий, как говорит Писание (ср. Евр. 11:28). Он - восстание падших, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, обращающихся руководство, преуспевающих совершенствование, души и тела спасение, отгнание всяких зол, всех благ податель, греха истребление, растение воскресения, древо жизни вечной.

Изложение веры.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять

Раздрали тело Жизнодавца, пригвоздив Его к кресту, делят и одежду Его – как еще и ее не разодрали! Наконец, вот Ты и висишь на кресте, Спаситель благосерднейший, претерпевая ужасные мучения! Ты еще так недавно тужил и скорбел, предвидя Свои крестные мучения: вот Ты терпишь их, Пастырь любвеобильнейший! Мы часто по правде терпим какое-нибудь несчастие, гораздо меньшее Твоего, и ропщем, – между тем как Ты никакого зла не сделал – и терпишь невообразимые мучения. Научи меня с бодростию и смирением переносить мои несчастия, по делом наю восприемлева [рус.: по делам нашим приняли] и помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23,41–42). Христианин! Благоразумный разбойник есть образ тебя, грешного человека: молись чаще его словами – и ты будешь так же помилован, если намеренно не будешь коснеть во грехе.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять

См. Толкование на Мк. 15:22

Евсевий Кесарийский

Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять

Что позорнее и хуже всякого поношения, чем быть распятым? До сих пор у всех людей, еще не воспринявших в Него веру, Иисус считается «поношением человеков» (ср. Пс. 21:7, 30:12, Рим. 15:3).

Доказательство в пользу Евангелия.

Прот. Иоанн Бухарев

Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять

Распятие на кресте происходило следующим образом. Крест обыкновенно состоял из продолговатого дерева, высотой до 4-х аршин, с другим поперечным, вделанным прямо или наискось, так, что продолговатое на верху выдавалось несколько, и на этой-то выдающейся верхушке прибивали дощечку с надписью вины распятого. Руки распинаемого или пригвождались или привязывались к поперечному брусу, а ноги к нижней части продольного бруса. Если же брусья креста врезывались наискось, то руки и ноги пригвождались или привязывались к четырем концам. Чтобы раны на руках не разорвались от тяжести висящего тела, под ногами на кресте приделывали подставку, и к ней, собственно, прибивали ноги, или в средине столба приделывалось, для поддержания тела, седалище, похожее на рог.

Распинали или положив крест на землю, и затем после пригвождения поднимали его и утверждали, или сначала утвердив крест, поднимали на него распятого и там уже пригвождали, или привязывали. Можно себе представить, какие страшные муки терпели распинаемые, когда только прибивали гвоздями их руки и ноги ко кресту; затем, когда поднимали и утверждали крест, и наконец, когда висели они на кресте, и висели иногда по нескольку дней!!!.. Распятому нельзя было сделать никакого движения, чтобы не произвести мучительнейшей боли в ранах на руках и ногах, и также на израненной бичеванием спине; раны сами собой раздирались все более и более, а это производило жгучую боль в самых ранах и внутренний палящий жар во всем теле; кровь приливала к голове и сердцу и производила кружение головы и ужасную тоску сердца; во рту сохло, и появлялась страшная жажда. Палящий зной солнечный и жгучий ветер полудня, прижигая раны, увеличивали страдания несчастных. Поистине страдания на кресте суть адские страдания!

Посему-то для язычника не было ничего позорнее креста, а для Иудея распятый на кресте был проклятый из проклятых. И обыкновенно распинали на крестах только самых ужасных разбойников и бунтовщиков. Никогда никакая человеческая жестокость не могла изобрести казни более ужасной, чем распятие на кресте. И такие ужасные страдания распятых – как сказано выше – продолжались не несколько часов дня, а иногда по нескольку суток…

Таковые ужаснейшие страдания претерпел Господь Иисус Христос, – наш Искуситель и Спаситель! Какой же благодарностью и любовью должно быть преисполнено сердце наше к Нему?.. И что же Он, Милосердный, требует от нас – для выражения нашей любви к Нему? Того, что служит к нашему же спасению: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин. 14:23).

Свв. отцы указывают следующие причины именно крестной, а не другой какой смерти Господа нашего Искупителя:

1) как первый Адам вкушением плода от древа запрещенного произвел всеобщую смерть, так должно было и второму Адаму, т. е. Иисусу Христу чрез древо же даровать нам жизнь (свв. Ириней и Амвросий);

2) „Если Господь пришел для того, чтобы понести на Себе наши смертные грехи и нашу клятву, пишет св. Афанасий, то каким бы другим образом мог Он принять на Себя клятву или удовлетворить Богу за наши смертные грехи, если бы не претерпел смерти, приличествующей проклятым, а cиe-то и есть крест: ибо написано: проклят всяк, висяй на древе(Гал. 3:13).

3) Если смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, говорит св. же Афанасий, если смертью Его совершается призвание языков; то и нужно было претерпеть смерть с распростертыми руками, дабы одной рукой привлечь древний народ (т. е. Иудеев), а другой язычников и обоих собрать воедино: ибо и Сам Он сказал: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин.12:32).

4) Св. Григорий Нисский пишет: „ Ап. Павел говорит, что Христос, пришедши на землю, покорил Себе три царства: о имени Иисусови всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Фил. 2:12). Посему весьма сообразно с таинством домостроительства Божия употреблена смерть крестная, дабы Христос, возвысясь на воздухе, покорил воздушные силы, простёртые же на древе руки держал Он для людей живущих на земле, дабы неповинующихся отвергнуть, а верующих призвать; наконец, частью древа, водружённого на земле, Он покорил Себе преисподнее царство“.

5) Причиной, или, лучше, целью крестной смерти Господа полагается еще и то, что при воскресении тело Его осталось целым и нераздробленным (св. Aфанасий и Лакт.). Указываются и другие причины. – Спросим при сем именуемых старообрядцами, которые так ревнуют о восьми концах креста: сколько концов имел тот крест, на котором Господь Иисус Христос был распят? собственно не четыре ли только?

Делили одежды Его. Одежды обыкновенно снимали с распинаемых и их препоясывали полотном по бедрам, а одежды отдавались распинателям, а те их делили между собой, как знали. Еванг. Иоанн повествует о разделе одежды Иисуса Христа подробнее, чем еванг. Марк и Матфей. Так он пишет (Ин. 19:23-24): воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его (верхнюю одежду, сандалии, также пояс) , и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон (это – нижняя одежда): хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху, и воинам жаль было раздирать его. И так сказали они друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий. (Пс. 21:19).

Предание говорит, что хитон куплен у воина, которому он достался по жребию, одним юношей Евреем из Грузии, по имени Елиозом, присутствовавшим при распятии Иисуса Христа. Там в г. Мцхете, впоследствии риза Христова была найдена в патриаршей ризнице и персидским шахом Аббасом, покорившем Грузию, прислана нашему царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. Часть Ее доселе хранится в Московском Успенском соборе. Здесь же хранится и часть животворящего древа креста, на котором быль распят Спаситель, и один из гвоздей, которым Он был пригвожден ко кресту. Части св. ризы Христовой имеются еще в С.-Петербурге, в соборах Зимнего дворца и Петропавловском.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять

См. толкование на Мк. 15:16