Толкования на Откр. 4:4

Свт. Андрей Кесарийский

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды, и имели на головах своих золотые венцы

Некто из бывших прежде нас говорит, что под именем двадцати четырех старцев следует разуметь Авеля и двадцать других Святых Ветхого Завета и трех Нового. Это-ли мнение правильно, или же под означаемыми двадцатью четырьмя буквами лучше разуметь украшенных делами и словом, - пусть решит сам читатель. Сообразнее, кажется, понимать так: под двенадцатью первыми старцами разумеет просиявших в Ветхом Завете, а под двенадцатью другими - угодивших в Новом. 12-ть первых суть Патриархи - Родоначальники двенадцати колен, а двенадцать других - 12 Апостолов, которым, по их великой силе и премудрости, Господь обещал сидение на двенадцати престолах и некогда суть над Израилем. - Белые одежды - признак чистой жизни и вечного празднования и веселия, которого удостоятся Святые. - Золотые венцы - знак победы, одержанной подвизавшимися над злыми демонами.

Сщмч. Викторин Петавийский

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы

Четыре животных – это четыре Евангелия. Первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг , а внутри и снаружи они исполнены очей; не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель (Откр. 4, 7-8). Двадцать четыре старца на двадцати четырех престолах - книги пророков и закона, содержащие показания суда. Двадцать четыре старца суть двенадцать апостолов и двенадцать патриархов. То, что животные имеют разный вид, имеет именно этот смысл.


Книг Ветхого Завета, которые мы находим в эпитомии Феодора, двадцать четыре. Но и отцов и апостолов как мы уже сказали тоже двадцать четыре. Им надлежит судить свой народ. И когда апостолы спрашивают: мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Господь наш ответил: когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 27–28). Но и об отцах, что они будут судить, говорит патриарх Иаков: Он будет судить народ свой среди братьев своих, как одно из колен Израиля (Быт. 49, 16).

Толкование на Апокалипсис.


Как я упоминал выше, относительно числа двенадцать, день разделен на две половины двенадцатью часами светлого и ночного [времени]. Ибо с помощью этих часов исчисляются месяцы, годы, времена и века. Поэтому, без сомнения, в соответствии с числом часов назначены двенадцать Ангелов дня и двенадцать Ангелов ночи (diei angeli duodecim, noctis angeli duodecim). Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые восседают перед престолом Божиим с золотыми венцами на головах, которых апостол и евангелист Иоанн в Откровении называет старцами по той причине, что они старше других Ангелов и людей.

О сотворении мира.

Апрингий

а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы

Очевиднейшим образом Иоанн показал хор патриархов и апостолов, которые восседают на престоле святого учения. Он называет их старцами, то есть отцами. Облечены были в белые одежды, то есть в праведность и в чистоту. Имели на головах золотые венцы,, став победителями в этой жизни, когда попрали злого врага - дьявола, и приняли венцы от Господа. Об этих венцах подробно рассуждал сосуд избранный: течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим 4:7-8).

Трактат на Откровение.

Тиконий

а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца

Под старцами Иоанн подразумевает всю Церковь, как у Исаии: Господь <…> воцарится па горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его [будет] слава (Ис 24:23). Число же двадцать четыре составлено и из властителей, и из народов, будто при удвоении двенадцати колен израилевых, по двум Заветам, поскольку та же Церковь образуется и в Ветхом, и в Новом Завете. Это ясно из того, что Иоанн показал Церковь в двенадцати апостолах, [представляющих собой] совокупное лицо властителей. Также мы опознаем Иерусалим в описании города, сходящего с неба. Те двадцать четыре престола суть, [на самом деле], двенадцать, согласно принятому разделению служений, поскольку выдвинутся предводители двенадцати колен. А двенадцать престолов, согласно принятому мистическому исчислению, - один, откуда [происходит] Церковь. Ибо один Христос Господь воссядет судить; воссядет и уже заседает Церковь, верша суд над двенадцатью коленами, но - во Христе, в котором все; члены [Церкви] воссядут и станут судить, но под одной главой.

Фрагменты.

Экумений

а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца

Лишь Бог, ведающий тайное, знает, кто суть двадцать четыре старца на престолах; и тот, кому Он это открыл. По моему предположению, это Авель, Енох и Ной; Авраам, Исаак и Иаков; Мелхиседек и Иов; Моисей и Аарон; Иисус Навин и Самуил; Давид, Илия и Елисей; двенадцать малых пророков, изображаемых в одном облике; Исаия и Иеремия; Иезекииль и Даниил; Захария и Иоанн; Иаков, сын Иосифа, и Стефан, мученики Нового Завета. Можно было бы назвать Петра и Павла, и Иакова, брата Иоанна, которого убил мечом Ирод, и оставшуюся часть сонма апостолов, если бы не возвестил Господь о том, что не теперь, но по воскресении они воссядут на двенадцати престолах, очевидно, других по отношению к тем, о которых речь.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы

Кто были старцы, окружавшие престол, - толкователями решается неодинаково. На основании того, что эти старцы, сидящие на престолах, были одеты в белые одежды как знак их святости и непорочности (III:4; VII:13), а на головах их были золотые венцы, служащие символом победной награды (II:10), должно придти к тому выводу, что под 24 старцами нужно разуметь не какие-либо определенные классы личностей (хотя бы патриархов и апостолов), но и действительных представителей всего прославленного человечества, сколько ветхозаветного, столько же и новозаветного. Эти старцы действительные личности, они избранники из среды прославленных (V:9), чтобы быть выразителями служения людей Богу и любви Бога к людям.