Толкования на Откр. 4:8

Свт. Андрей Кесарийский

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей

Они, говорит великий Дионисий, двумя крылами покрывают лица, двумя - ноги, а средними летают, чтобы явно было их глубочайшее благоговоление к Откровению, с которым, обладая Божественным осиянием, нисходят к средним Божественным чинам.

И ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет

Покой сих святых небесных Сил состоит в том, что они непрестанно воспевают Божественные песнопения и Триипостасному Божеству приносят Трисвятую песнь. - Словами: иже бе сый и грядый (Вседержитель) означается Святая Троица.

Свт. Афанасий Александрийский

и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель

Что ближе к Богу, чем херувимы и серафимы? И однако, они, даже не видя Его или пребывая подле Него, ни с открытым лицом, но с закрытым, воздают свои хвалы, неустанными устами не что иное делают, как прославляют божественную и несказанную природу посредством Трисвятого <…> Ибо Троица, прославляемая и почитаемая, и поклоняемая, едина и нераздельна и не имеет образа. Она едина без смешения как Единица и различима без разделения. Ибо то, что эти почитаемые живые создания возглашают свои хвалы трижды: Свят, Свят, Свят, - подтверждает, что три Ипостаси - совершенны, как и когда они говорят: Господь, то провозглашают одну сущность.

Гомилия на слова: «Все Мне предано Отцом Моим».

Свт. Филарет Московский

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет

Они «покоя не имут день и нощь», не потому, чтобы им возбранен был покой, но потому, что блаженство, которым преисполняет их созерцание и причастие славы Божией, как будто из переполненнаго сосуда, непрестанно изливается в радостном журчании славословия, и таким образом «слава, яже от единаго Бога» (Иоан. V:44), возвращается к Богу. Так человек, в своем первобытном состоянии, был «образ и слава Божия» (1 Кор. XI:7), и без одежды не знал наготы, будучи одеян сею славою. Так и видимыя небеса «поведают славу Божию; день дни отрыгает» о ней «глагол, и нощь нощи возвещает разум» (Псал. XVIII:2-3).

Слово на Рождество Христово (1821 г.).

Сщмч. Викторин Петавийский

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет

Эти животные имели очи изнутри и снаружи. Это обозначает проповедь Нового Завета и показывает духовное предвидение, которое прозирает тайны сердца и видит грядущее, то есть то, что изнутри и снаружи.

Крылья суть свидетельства Ветхого Завета и потому являются свидетельствами двадцати четырех книг - стольких числом, сколько старцев на престолах. Но как животное не может летать, если лишено крыльев, так и проповедь Нового Завета не имеет веры, если не обладает для свидетельства Ветхого Завета теми возвещенными прежде свидетельствами, которыми она поднимается с земли и летит. Ведь всегда сказанное раньше, когда обнаруживается впоследствии исполненным в будущем, оказывается тем, что делает веру несомненной. Однако, с другой стороны, и крылья, если не прикреплены к животным, то им неоткуда получить жизнь. Ведь если то, что предсказывали пророки, не исполнилось на Христе, то проповедь их была напрасной. Этим обладает кафолическая Церковь - предсказанным раньше и позже исполненным; она заслуженно летит и поднимается с земли, [как] живое животное. Еретики же, которые не пользуются пророческим свидетельством, подобны животным, но они не летят, ибо суть земные. А иудеи, которые не получили проповедь Нового Завета, подобны крыльям, но они не живут, - то есть они принесли людям пустое пророчество, не долженствующее быть услышанным, [ибо] исполненное не соединяется со сказанным.

Толкование на Апокалипсис.

Примасий

и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель

Церковь, в отдельных членах своих повсюду распространенная, в различных городах, областях, провинциях, на различных языках и среди различных народов, непрерывно славит Бога словом и делом, в радости и в печали, днем и ночью славить не престает, так что непрерывная хвала духовных созданий всечасно пребывает в Иерусалиме небесном, чьим подобием хвалится Церковь - странница.

Комментарий на Откровение.

Руфин

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет

Всемогущим же называется Бог потому, что над всем удерживает власть. Удерживает же Отец над всем через Сына, как и апостол говорит: Ибо им создано все, <… > видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли (Кол 1:16). И еще раз, обращаясь к евреям, говорит: через Него веки установил и Его поставил наследником всего (Евр 1:2). Потому что, если через Него Отец установил веки и через Него все сотворил и Он является наследником всего, следовательно, через Него и власть над всем удерживает. Ибо как свет - от света, и истина - от истины, так же Всемогущий от Всемогущего рожден, как написано и в Апокалипсисе Иоанна о серафиме: и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет. Следовательно, Всемогущим называется Тот, Кто грядет: кто же иной Грядущий, если не Иисус Христос Сын Божий?

Изложение символа веры.

Тертуллиан

и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель

Это, имя, просим мы, да святится! Не в том смысле, чтобы людям прилично было желать Богу какого-либо добра, как будто существует кто-либо другой, от которого может исходить Ему благожелание, или как будто Он терпел бы недостаток, если мы не выражали [Ему] благожелания. Конечно, подобает, чтобы на всяком месте и во всякое время каждым человеком был восхваляем Господь, при достодолжном всегдашнем памятовании о Его благодеяниях. Но это есть собственно желание хваления Бога. И когда имя Божие не было само по себе свято и не святилось, если оно само освящает других? Кому предстоящие ангельские силы непрестанно глаголют: Свят, свят, свят! (Ис 6:3). Посему и мы - будущие сообщники ангелов, если помним об этом - да научимся уже здесь этому небесному гласу к Богу и своей обязанности, связанной с будущим прославлением.

О молитве.

Тиконий

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг

И в животных показаны двадцать четыре старца - в самом деле, шесть крыл у четырех животных составляют двадцать четыре крыла, - ведь он наблюдал животных вокруг престола, где, как он говорил, прежде видел старцев. Каким же образом животное с шестью крыльями может быть похожим на орла, у которого двое крыл, если не так, что четверо животных суть одно, которое имеет двадцать четыре крыла? Под ними мы понимаем двадцать четыре старца, олицетворяющие Церковь, а ее он уподобил орлу, у коего два крыла, сиречь два Завета, с помощью которых она поднимается ввысь, дабы не испытывать задержку, увлекшись земными пристрастиями.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет

В видениии Иезекииля животные имеют по четыре крыла, и поэтому шестикрылые животные Апокалипсиса более подобны серафимам, виденным прор. Исаиею (VI:2), у которых было по шести крыл. Животные прикрывали себя своими крыльями, прикрывали совершенно, так что их фигуры, кроме их голов, были невидимы для тайнозрителя, и назначение крыльев, таким образом, состояло в сокрытии фигур животных. - Слову «внутри» нужно придать смысл указания на то обстоятельство, что Иоанн видел глаза и под крыльями, прикрывавшими тела животных. Значит, животные Апокалипсиса, так же, как и животные прор. Иезекииля, имели глаза не только на своих лицах спереди и сзади, но и все тело их было снабжено глазами: они были многоочитыми. Назначение животных было таково же, какое было и для серафимов в видении пророка Исаии (VI:3). Они поют почти то же самое, и различие в содержании их славословия заключается в его большей пространности. Животные Апокалипсиса постоянно восхваляют не только святость Господа, как всемогущего мироправителя, но и как Вседержителя. - Эпитет: «Который был, есть и грядет» говорит не о троичности Божества, но о том, что Господь, явивши Себя в Ветхом (который был) и Новом (есть) Заветах, явит Себя как мздовоздателя при кончине мира (и грядет). Taким образом, в этих четырех животных можно и должно видеть бесплотные силы, которые окружают престол Божий. Это совершенно особые (не серафимы и не херувимы) небесные силы, которых видел только ев. Иоанн и для которых он не дал никакого другого названия, кроме животных, живых существ по преимуществу, - первых созданий Господа Бога.