Толкования на Откр. 5:6

Свт. Андрей Кесарийский

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю

Рогов седмь и очес седмь Агнчих знаменует семь Христовых духов, о которых говорили пророки Исаия (11:2) и Захария (4 гл.). - Словами «яко заколен» указывается на ту, по заклании, жизнь Его, во время которой по воскресении из мертвых Он, как истинно закланный, показал знаки Своих страданий.

Свт. Кесарий Арелатский

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный

Престолы, животные, старцы - это Церковь. Агнец как бы закланный - это Церковь со Своим Главой, которая умирает за Христа, чтобы со Христом жить. И мученики в Церкви могут быть поняты как Агнец как бы закланный.

Изложение Откровения.

Сщмч. Викторин Петавийский

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю

См. Толкование на Откр. 2:2

Апрингий

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю

Здесь Иоанн еще более очевидно показал Господа нашего Иисуса Христа, которого он представил не мертвым, но как бы закланным из-за страдания и перенесенной смерти. Он говорит, что увидел Его посреди престола, то есть в силе и величии Божьем. И четырех животных, то есть Он был познан в порядке четырех евангелистов. И посреди старцев, что означает сонм закона и пророков или апостолов. Он свидетельствует, что увидел там Агнца не закланного, а как бы закланного, то есть такого, который и смерть победил, и страдание преодолел.

Имеющий семь рогов и семь очей. В рогах - сила и достоинство. Число семь описывает состояние мира, которым Он управляет в силе и которого Он наимогущественнейший владыка.

Далее он называет семь духов семью очами, то есть указывает на то, что прославляющий Святой Дух пребывает в Господе нашем Иисусе Христе степенями семи добродетелей. Об этом говорит апостол: Бог во Христе примирил с Собою мир (2 Кор. 5:19). И еще: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8:11). Поскольку по всей земле проходит звук их (Пс. 18:5), он говорит о духах: посланные. Он напоминает, что есть дары Святого Духа, вдоволь рассеянные по всему миру.

Трактат на Откровение.

Ориген

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный

Если мы рассмотрим сказанное Иоанном, указующего на Иисуса и говорящего: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29), что утверждало домостроительство воплотившегося Сына Божьего в  жизнь людей, - нам нужно было бы признать, что Агнец - не кто иной, как живой человек. Ибо как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53:7), говоря: Я, как кроткий агнец, ведомый на заклание (Иер. 11:19). Именно поэтому и в Апокалипсисе увиденный Агнец стоял как бы закланный. Этот закланный Агнец, рожденный согласно определенному таинственному замыслу, - очистительная жертва всего мира. По человеколюбию Отца [Он] искупил нас, продавшихся в рабство грехам, Своей кровью.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.

Тиконий

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю

Престол, животные и старцы - это Церковь. Ибо посередине находится Церковь, о чем он продолжает повествовать и описывать, говоря: стоял Агнец как бы закланный. Ибо сколь часто в среде Церкви проповедуется об убиенном Христе, столько же можно наблюдать того Агнца, как бы принесенного в жертву за злодеяния мира. Поскольку и несведущим становится известным то, что было неведомо, и благочестивым почитателем запечатлевается память о верных. Воистину так же, когда Церковь, в которую облекся Христос, умерщвляла себя по отношению к миру, чтобы жить для Бога, необходимо говорить, что Агнец принесен в жертву, словно голова за тело.

Наконец, дальше следует: имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. Различные слова свидетельствуют здесь об одном понимании, обозначающем под рогами высочайшие милости Святого Духа, через которые по всей земле правит Христос в Своей Церкви.

Затем следует: которые суть семь духов Божиих. Ибо никто не главенствует по всей земле в праведном превосходстве, а также распространенной милостью Духа Святого не прославляется особенно, кроме Церкви Христовой. Помним мы изречение о том, что разумно считать семь числом вселенной. Это истинно, поскольку рога над головой, и по справедливости величие единственной Церкви положено на Христе, так как Он сказал: на сем камне Я создам Церковь (Мф. 16:18), как бы говоря: на Себе создам тебя.

Комментарий на Апокалипсис.

Экумений

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю

Иоанн называет Господа Агнцем по причине Его невинности и благодетельности. Ибо как агнец ежегодным приношением руна доставляет благо, так и Господь открывает руку Свою и насыщает все живущее по благоволению (Пс. 144:16). Так же называет Его и пророчество, гласящее устами Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен (Ис. 53:7), и Иеремии: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, [что они составляют замыслы против меня] (Иер. 11:19). Был же Он Агнцем не закланным, но как бы закланным. Ведь Христос воскрес, поправ смерть и опустошив ад от удерживавшихся в нем душ, поскольку Его смерть не была смертью по твердой неотменимости, но смертью, тотчас же усеченной благодаря воскресению. Затем, после воскресения, Господь явил знаки смерти: отпечатки гвоздей, животворящее Свое тело, обагренное кровью, согласно тому, что говорил Исаия от лица святых ангелов: Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в полном точиле? (Ис. 63:2). Поэтому как бы закланным Он предстал в видении.

А семь рогов знаменуют великую Его силу, поскольку семь, будучи совершенным числом, являет собой множество, как говорилось выше; а рога суть символ мощи по пророку, который сказал: все роги нечестивых сломлю, и вознесутсяроги праведника (Пс. 74:11), и согласно Аввакуму: рога в руках Его.

Что есть семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю, растолковывает нам, конечно же, Исаия: и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис. 11:2-3).

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю

Образ закланного Агнца указывает на победу Иисуса Христа, которая именно дала Ему право сообщать людям Божественное откровение. Это право заключалось в том, что Он был Агнцем, закланным за грехи мира, выражение же «как бы закланный» означает то, что Иисус Христос явился пред Иоанном с такими признаками, которые свойственны закланному агнцу, т.е. с раною заклания. Семь рогов Агнца, как число священное и число полноты (Пс. 18:3, Иез. 29:21; Дан. 7:8), означают полноту могущества Иисуса Христа как Богочеловека и Искупителя. Относительно того, что нужно разуметь под семью духами Божьими, то лучше согласиться с тем мнением, что здесь, как и в 1:15 и 4:1, под семью духами нужно разуметь Св. Духа с Его благодатными дарами, которыми Он почивает на Иисусе Христе и пребывает среди верующих, изливая на них обильную благодать искупления.

Толковая Библия.