Толкования на Откр. 6:12

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 12-13 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои

Некоторые, понимая сказанное в переносном смысле относили все сiе к разорению при Веспасиане. Нам же кажется, что здесь излагается переход от периода гонений ко времени пришествiя антихриста, в которое, по пророчествам, имеют совершиться такие и столь многие язвы для того, быть может, чтобы размышляющiе о них люди не отреклись от тех, наводимых на них антихристом, казней, которых, как мы знаем, еще никогда не было. - Землетрясение, о котором часто читаем в Писании, есть перемена дел, потому что и выражение: «еще единою Аз потрясу» (Агг. 2, 7) означает, как говорит Апостол, «изменение колеблемого» (Евр. 12, 26-27). И в Ветхом Завете о шествии Израильтян сказано: «земля потрясеся, ибо небеса кануша» (Пс. 67, 9). - Чернота солнца и темный и кровавый вид луны указывают, как часто сiе объяснял блаженный Кирилл, на душевный мрак тех, которых постигнет гнев Божiй. - А что пали звезды, как то было писано и о прельщенных Антиохом, означает то, что падут и мнящиеся быть светилами мiра, будучи сокрушены и поражены случившимся в то время, когда по причине множества скорби, сказал Господь, прельстятся, насколько возможно, и избранные (Матф. 24, 24). Посему, быть может, и приводится здесь указание на смоковницу, которая, при колыхании диавольским ветром, роняет плоды еще недоразвившиеся, еще недозревшие в зное искушений и не услащенные благодатiю, ибо смоковница принимается в двух смыслах - добром и худом. Это можем видеть из показанных Иеремiи двух кошниц смокв хороших и дурных (24, 1-2), из смоковницы, иссушенной Христом (Матф. 21, 19; Марк. 11, 13-14) и из износящей цвет в (книге) Песни Песней (2, 13). Чувственным ли сiе сбудется образом при славном пришествии Христа-Судiи, знает Он Сам, имеющiй таинственные сокровища веденiя и премудрости.

Беда Достопочтенный

и вот, произошло великое землетрясение

Церкви предстоит более обычного пролить крови за Христа. Иоанн говорит о великом, потому что в последние времена произойдет землетрясение по всей земле. До этого же, как говорит Писание, землетрясения случатся по разным местам.

Изложение Откровения.

Тиконий

и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница. Под шестой печатью надо понимать шестой период мира, в конце которого начнется последнее гонение: его мощным натиском, будто землетрясением, как сказано, мир будет поколеблен. Солнце и луна - Христос и Церковь; вследствие последнего гонения многие устрашенные отрекутся от них. Потому говорится, что солнце стало мрачно.

Если же и закрыто, - сказано, - благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор 4:3-4). Поэтому говорится: чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф 24:24). Что солнце стало мрачным, говорится в том смысле, что, когда грешникам попущено строить козни против святых, могущество Христа скрыто, или учение временно затемнилось, или отставлено охранение. Вот и пророк: Не вглядитесь ли внимательно в то, что нечестивый заглатывает праведного (Авв 1:4). Наконец, мы можем прочитать высказывание о самом Христе: се, лежит Сей на падение и на восстание многих [в Израиле] и как знак, о котором будут пререкаться (Лк 2:34). Некоторым достается прибыток в Том, отвернувшись от Кого другие терпят ущерб.

Луна сделалась как кровь. Пророчествуют, что Церковь еще больше прольет крови ради Христа, когда обрушится лавина преследований. [Но прольет] таким образом свою, а не чужую кровь, по каковой причине того коня рыжего описывают красным от крови чужой.

Фрагменты.

Экумений

И когда Он снял шестую печать, я взглянул. Снятие шестой печати обеспечивает совершенное наше спасение - оно низвергло смерть; оно возвратило жизнь; покорителя людей оно развенчало, торжествуя явно, согласно написанному: Восшел на высоту, Единородный, пленил плен, принял дары для человеков (Пс 67:19).

Что же такое снятие шестой печати? Крест и смерть Господа, воскресение и вознесение, чаемые всяким творением, умным и плотским, открывшие нам путь новый и живой, восхождение из гибели к жизни через завесу, то есть плоть Свою (Евр 10:19-20). И это облагодетельствовало не только живых, но и тех, кто скончался прежде. Ведь Господь, согласно божественному апостолу Петру, и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным (1 Пет 3:19-20), и спас тех, кто и там веровал, как представляется Кириллу.

и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. Очевидно, что видение перечисляет для нас знамения, относящиеся к крестной смерти [Спасителя], - землетрясение и грохот на земле, помрачение солнца и окровавление всей луны. Со всем основанием он приложил определение вся к луне; ибо в день распятия она была в полном свечении, а не на пороге полнолуния, и в своей полноте встретила страдания [Господа] <…>.

О том, что это сбудется, прежде говорил и пророк Иоиль: Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоил 2:31). Падение же звезд с небес, возможно, будет иметь естественные причины; если же нет, то изречение означает, что прекратится свет небес и наступит полная тьма.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 12-14 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих

Шестая печать отвечает на вопрос, доколе вместе с грешниками, достойными наказания, будут страдать и благочестивые. До тех пор, отвечает она, пока не наступит время общего воздаяния при втором пришествии Господа. И слова 12 стиха можно понимать в смысле указания на общемировой переворот пред вторым пришествием Господа. При перевороте солнце уподобится власянице, одежде из черной шерсти. Это слововыражение не единичное в Св. Писании (Мф. 24:29) и почти буквально повторяется у пророка Исаии (L:3). Оно говорит, что изменение произойдет в самой природе солнца и в его отношениях к земле и другим планетам. Здесь нужно разуметь прекращение солнечного света. Точно так же и луна (как кровь) уже не будет освещать землю, но своим новым видом будет лишь возбуждать нас. В то же самое время наступающего общего переворота звезды небесные падут на землю. Пояснение Апокалипсиса говорит о том, что здесь нужно видеть не обман зрения, но действительное падение звезд, в виде астероидов, метеоров и т п [Соmel-a Lapid, Kliefoth, Calmet, Иоанн Злат. на Мф. XXIV:29] Мировой переворот коснется и самой земли и неба. Небо скроется, свившись как свиток. Это выражение (Ис 34:4) говорит об удалении неба от человеческого взора. Одновременно с переворотом на небе, на земле произойдет страшное землетрясение, следствием которого будет изменение вида земной поверхности. Для Господа возможно полное и совершенное изменение вида земли.