Толкования на Откр. 12:3

Свт. Андрей Кесарийский

И другое знамение явилось на небе. Вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим

И явися ино знамение на небеси. Под небом, думаем, здесь разумеется воздух; змий же чермный созданный (Пс. 103, 26) на то, чтоб, как написано у Иова, был поруган Ангелами Божьими (Иов. 40, 14). Чермен он, хотя и ниспал из Ангелов, или по предрасположенности к убийству и веселию о крови, или же по огневидности Ангельскаго существа. - Семь глав - это семь лукавейших сил его, противоположных действиям духовным, или семь духов, в Евангелии о которых Христос сказал, что они поселяются в человеке, имеющем сердце, выметенное и незанятое добрыми мыслями и делами (Лук. 11, 25-26), или семь лукавств, о которых говорит Соломон, что находятся они в сердце врага, громким голосом лицемерно умоляющего ему повинующихся (Пр. 26, 25). - Десять рогов означают или десять грехов, противоположных десяти заповедям закона, или разделения царства, которые для него, радующегося о несогласиях и распрях, доставляют украшение. - Семь венцов на головах его, ибо побеждающие дьявольские действия приобретают победные венцы там, где трудами и усилиями получают победу. О сем блаженный Мефодий говорит так: «Великий, чермный, семиглавый и увлекший третью частью звезд змей, который стоял, строя козни и наблюдая с целью пожрать чадо болящей, есть дьявол». И потом: «Но не получает и обманывается он в уловлении, когда возрождаемые восхищаются на высоту». И немного далее: «Третьею частью звезд названы погрешившие относительно одного Лица Пресвятой Троицы. Пустыня, войдя в которую питается - есть церковь, свободная от зла и находящаяся вне повреждения. Тысячи же, говорит, обнимают совершенное и полное число». После сего по порядку рассуждает о венцах его. Подвизавшаяся сперва на дьявола и умертвившая семь глав Церковь потом получит и наследует семь венцов добродетели.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим

Красный дракон, ожидающий рождения младенца, чтобы пожрать его, есть дьявол, то есть ангел-отступник, который полагал, что погибель всех людей может быть достигнута равным образом через смерть [этого одного младенца]. Однако Тот, Кто рожден без семени, был ничего не должен смерти, поэтому-то [дракон] не мог пожрать его, то есть обречь на смерть. Действительно, он приступил искушать Его как человека, однако когда понял, что Он не тот, за кого он Его принимал, отошел от Него, – как свидетельствует [евангелист], – до времени (Лк. 4:13).

Относительно же того, что Иоанн сказал, что дракон - красного цвета, то есть ярко-красного, - так это плод дел его придал ему такой цвет. Ибо он был человекоубийца от начала (Ин. 8:44) и повсюду сдавил всякий род человечес­кий не столько долгом смерти, сколь­ко различными несчастьями. Семь голов, мы говорим, это семь римских царей, из которых [произойдет] и антихрист, как мы скажем далее. Десять рогов - десять царей в конце времен, и их мы полнее рассмотрим позже.

Толкование на Апокалипсис.

Тиконий

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим

Это дьявол. Ведь под другим знамением, о котором он сказал, обозначена враждебность самого дьявола, кото­рый распалил Ирода пламенем зависти, чтобы тот погубил Христа, о Котором тот знал как о новорожден­ном Царе иудеев и притворялся, будто почитает Того, Кого всеми силами стремился уничтожить. Семь голов - цари, а рога - царства. <…> ибо под семью головами и семью диадэмами он обозначил владычество всех царей. А в десяти рогах - число десяти гоните­лей, которые принесут беспокойство всей Церкви в последние времена.

Фрагменты.

Экумений

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим

Так же и здесь следует сказать, что видение, намереваясь рассказать о вещах, связанных с антихристом, вводит иное начало, предшествующее упомяну­тому прежде (я говорю о рождестве Господа), относящееся к сатане - каким образом он пал с неба. <…>

Книга говорит: И другое знамение явилось на небе, словно упрекая родона­чальника зла - сатану, в том, что, будучи небесным, из-за гордыни стал земным. Оно изображает его на небе, чтобы отступник увидел, с каких высот в какие глубины он ниспал.

Вот, большой красный дракон. Апос­тол называет сатану драконом, потому что он изгибался. Ибо так говорит о нем Исайя: дракона, змея изгибающегося (Ис 27:1). А красным он называет его из-за кровожадности и гнева.

С семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадэм. И пророк увидел его многоголовым, почему и говорит Богу: Ты раздавил голову дракона, и отдал его в пищу народам эфиопским (Пс 73:14). Иоанн говорит, что он многоголов (а числом семь обозначают множество, о чем сказано неоднократно) из-за того, что сатана зачинает и замышляет против людей множество козней, с помощью которых порабощает их, ибо диадэма - это символ тирании. Десять рогов намекают на величайшую его силу. Потому что число десять - совершенно, а рог - это знамение силы. Ибо сказано: А мой рог Он вознесет, как рог единорога (Пс 91:11). Что рог - это сила, можно узнать, прочитав Книгу Иова.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим

См. Толкование на Откр. 12:2