Толкования на Откр. 12:4

Свт. Андрей Кесарийский

Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю

Под сим, думаем разумеется нечто двоякое: или первое его падение с неба, последним движением зависти (ибо первое было превозношение), увлекшее на землю преступивших с ним Ангелов, или, по сокрушении главы его, движение хвоста, отвлекающее от небесного мудрования и сопребывания нетвердых, которые по просвещению во Святом Крещении образно названы звездами. Так и Давид пророчествовал об Антиохе, что он имеет быть образом пришествия антихриста.

Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца

И змий стояше пред женою. - Ибо отступник всегда вооружается против церкви, усиленно домогаясь сделать возрождаемых своею пищею, а более, чрез церковь, воздвигая гонение на самого Христа, как главу ея, присвояющаго Себе, что принадлежит верным. Потому и говорит: Савле, Савле, что Мя гониши? (Деян. 9, 4).

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Мефодий Патарский

Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца

Дракон великий, красный, многооб­разный, многовидный, седмиглавый, рогоносный, увлекающий третью часть звезд, подстерегающий, чтобы пожрать младенца рождающей жены, есть дьявол, строящий козни, подстерегающий, чтобы извратить предан­ный Христу ум просвещенных и возродившийся в них образ и подобие Слова. Но он не достигает цели и не уловляет добычи, так как возрожден­ные восхищаются на высоту к престо­лу Божию - то есть вверх к трону Бога и непоколебимому основанию истины возвышается ум обновленных, научив­шихся созерцать тамошнее и представлять тамошнее, дабы он не был обольщен драконом, пресмыкающим­ся долу. Ибо ему не позволяется губить тех, которые стремятся и взирают горе.

Звезды же, которые он, касаясь их вершины концом хвоста, совлекает на землю, суть еретические секты. Ибо собрания иноверных надобно назвать темными, мрачными и низко вращаю­щимися звездами, потому что и они присваивают себе знание небесного и веру во Христа, пребывание души на небесах и близость к звездам, как бы чада света. Но они низлагаются, будучи увлекаемы кознями дракона, потому что не остаются внутри тройственного образа благочестия, уклоняясь от православного его богопочтения. Посему они и названы третъею частью звезд, как заблуждаю­щиеся касательно одного из числ Троицы. То касательно (лица) Отца, как Савелий, говоривший, что постра­дал сам Вседержитель. То касательно (лица) Сына, как Артема и те, кото­рые утверждали, что Он родился призрачно. То касательно (лица) Духа, как эбиониты, доказывающие, что пророки говорили по собственно­му побуждению. О Маркионе же и Валентине, и последователях Элкасая и других лучше и не упоминать.

Пир десяти дев.

Свт. Кесарий Арелатский

Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю

Хвост - это враждебные пророки, то есть еретики, которые через повторное крещение повергли на землю звезды неба, соединившиеся с ними: они - под ногами жены. Многие люди считают, что это те, кого дьявол сделал товарищами, сочувствующими ему. Это многие ангелы, низвергнутые вместе с ним, когда он упал. , Изложение Откровения.

Сщмч. Викторин Петавийский

Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю

Когда Иоанн говорит, что хвост дракона увлек с неба третью часть звезд, то это понимается двояко. Многие полагают это так, что он мог увлечь третью часть верующих. Но более верно следует понимать, что речь идет о третьей части ангелов, которые были подчинены ему, поскольку он уже до того был их предводителем, когда ниспал со своего положения (ср. Иуд. 1:6).

Толкование на Апокалипсис.

Квотвультдей Карфагенский

Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца

Через самый священный знак креста святая матерь Церковь восприняла нас во чреве, которых, как и наших братьев, с великой радостью духовно произведет на свет. Между тем как новое будущее потомство такой матери (пока она возвращает возрожденных к истинному свету через святое крещение) - тех, кого носит, - она питает в чреве надлежащей пищей и, исполненная радости, приводит радующихся ко дню их рождения.

Однако данное положение не относится к Еве, которая в печали и стенаниях рожает сыновей, но не радующихся, а, скорее, плачущих. Мать Церковь разъединила то, что Ева соединила, - чтобы потомство, которое за свое непослушание Ева наградила смертью, мать Церковь за послушание вернула к жизни.

Все таинства, которые имеют место и исполняются у нас служением рабов Божиих: экзорцизмы, молитвы и духовные песнопения, дуновения, власяница, склонение шеи, смиренная поступь, - все это, как я сказал, является пищей, освежающей нас во чреве, чтобы мать нас радостных, обновленных крещением, представила Христу. Вы получили и символ - защиту рожающей вас от яда змеи.

В Апокалипсисе апостолом Иоанном написано это, что стал дракон перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. Что дракон есть дьявол - никто из нас не сомневается; как и в том, что эта девственная жена обозначает Марию, Которая, будучи чистой, родила нашу чистую Главу. Она также указала в себе образ святой Церкви: как Дева, рождающая Сына, осталась непорочной, так и Церковь рождает своих членов во всякое время и не лишается девственности.

О символе веры.

Тиконий

Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца

Хвост - враждебные пророки, кото­рые звезды небесные, то есть простых людей, примкнувших к ним, на землю низвергли. А говоря о третьей части звезд, Иоанн показывает иудеев и их князей, которые, отвергнув Христа, нечестивым гласом восклицали, что не Христа хотят над собой, но кесаря, и потому казнили [Его].

Фрагменты.

Экумений

Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Ибо сатана низ­верг большую часть ангелов, убедив их отступить от Бога, и соделал небесных перстными и светлых, как звезды, соделал тьмой. Хвостом, то есть как бы последними и задними прегрешениями. Ибо сам, прежде безумие и отступничество замыслив и в гордыне помышления вскормив его довольно, тем самым привел и осталь­ных к погибели.

Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. Речь идет о событиях жизни Госпо­да. Поскольку должен родиться Тот, Кто разрушит господство его, сатана внимательно наблюдает, чтобы, когда Дева родит, погубить Ребенка. Не потому ли он не был беззабот­ным, но побудил Ирода убить мла­денцев мужского пола? Исайя благовествует нам: ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским (Ис 8:4).

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца

См. Толкование на Откр. 12:2