Толкования на Откр. 15:8

Свт. Андрей Кесарийский

И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его. Чрез дым мы узнаем, что страшен, ужасен и мучителен гнев Божий, который, наполнив храм, в день суда посещает достойных его и прежде всего покорившихся антихристу и творивших дела отступления. Это подтверждается и последующим, ибо говорит: И никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов. По сему предполагаем, что, пока Божественный гнев на нечестивых не разлучит праведников от неправедных, до тех пор Святые никоим образом не получат жребия в небесном Иерусалиме, священнодействия и успокоения в храме Божием. Ибо сперва надлежит окончиться язвам, которыми воздается за грех сие заслужившим, а потом уже и Святым предоставлено будет обитание в вышнем граде. Не погрешит, думаю, и тот, кто каждую из язв отнесет к находящимся на земле при кончине ее. И Бог, как человеколюбец, чтобы уменьшить бесконечные муки в будущем, попускает и в настоящей жизни наводить карательные язвы на заслуживших или чрез Пророков Еноха и Илiю или чрез происходящие страдания от войн. - Но мы будем молить Господа, чтобы Он наказал нас отечески, а не мучительно бичевал во гневе Своем, ибо говорится: нет целого места в плоти нашей от гнева Его (Пс. 37, 4), чтобы, омывши слезами покаяния наши, оскверненные грехами, ризы, и облекшись в брачную одежду, войти нам в вечный чертог веселья Христа Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Толкование на Апокалипсис.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов

Боже великий, я исчезаю пред этими последними событиями великого дня Судного. Явления все такие новые, страшные и дивные: поразительна одна новость и необычайность их.

Дневник. Том I. 1856.

Беда Достопочтенный

И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов

Когда Церковь собирается выйти на проповедь язычникам, то сперва она, воспламенившись огнем любви, испускает дым благочестивого исповедания, благодаря Бога за неизреченный дар Его (2 Кор 9:15). И никто не мог войти в храм, и т.д. Никто не может присоединиться к членам Церкви - только тот, кто, слушая о таинствах веры, научится от проповедников, что Иисус есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян 10:42). Если же истолковать дым как сокрытые тайны судов Божиих, то для смертных они остаются сокрытыми и непостижимыми, пока по окончании язв нынешнего века не придет Господь, Который и озарит сокрытое во тьме, и покажет, насколько пришествие антихриста было как полезно для испытания веры Церкви, так и справедливо для ослепших иудеев, не принявших истину любви, через которую они могли бы спастись.

Изложение Откровения.

Примасий

И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов

Я полагаю, что дым указывает на то, что никто не может проникнуть в тайны судов Божиих, и умы смертных слепнут, трепеща от мысли о приносимых язвах, о которых Иоанн здесь начинает повествовать, и вплоть до полного окончания их в храме будет оставаться дым. Поэтому логично сказанное далее: Никто не мог войти в храм. То есть это оставалось в глубочайшем секрете, доколе не окончились семь язв семи ангелов. Поэтому и псалом говорит: Сие труд есть предо мною, пока не войду в святилище Божие и не уразумею концы (Пс 72:16-17).

Еще в образе дыма обычно изобра­жается исповедание. Ибо как дым предшествует огню, так пламени веры и любви предшествует исповедание грехов. Поэтому псалом, указывая на подобное, говорит: Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся (Пс 103:32). Господь лишь взглянул на Петра (Лк 22:61), и он омыл свое исповедание слезами, потому что, отрекаясь, он пришел в ужас. Итак, вот значение отрывка: Никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв, то есть никто не в силах сказать следую­щее: Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома твоего, и царь ввел меня в чертоги свои (Песн 1:3). Кто, если не Он, осудив все прошлые постыдные поступки, позаботится удалить их после исповеди? Потому что помышле­ние человеческое исповедается Тебе, вот дым, и остаток помышления праздник справит Тебе (Пс 75:11), словно безмя­тежное славословие за осуществлен­ную справедливость. Итак, пока все казни не окончатся, Церковь продол­жает с плачем исповедовать грехи - и в тех, кто, как мы сказали, получает полезное воздаяние за прежние прегрешения, и в тех, кто, как это станет ясно потом, одобряется за лучшее, чем прежде, служение.

Комментарий на Откровение.

Экумений

И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов

Дым - это знак Божественного гнева. Ибо написано: Поднялся дым от гнева Его (Пс 17:9). Этот дым есть указание на огонь, но также и дым, который видел божественный Исайя, когда сказал: И поколебались верхи врат от гласа, которым восклицали святые серафимы и дом наполнился дымом (Ис 6:4). Дым указывал на гнев Божий, направленный против Иерусалимского храма. То, что дым произошел от славы Божьей и силы Его, есть некое иносказание, как если бы Иоанн сказал: наполнился дымом от гнева Божьего. Ибо Бог есть сила как таковая и слава как таковая. И кто обладает силой Его? И никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов. Ибо кто может войти в гнев Божий и кто сможет жить пребывая в нем? Ибо, если никто не стоял в совете Господа (Иер 23:18), по словам Писания, вряд ли кто вынесет гнев Божий.

Комментарий на Откровение.