Толкования на Откр. 16:20

Свт. Андрей Кесарийский

И всякий остров убежал, и гор не стало

Из Божественного Писания мы научены разуметь под островами Святые Церкви, а под горами - в них начальствующих. А что они побегут при наступлении всего предреченного, о сем слышали от Господа, сказавшего: сущие на востоке побегут на запад, и cyщие на западе - на восток. Будет бо тогда скорбь велия, яковаже не была от начала миpa доселе, ниже иметь быти (Матф. 24. 21), когда одни в наказание за грехи, другие для испытания добродетели будут терпеть бедствия и несчастия не от антихриста в мучениях за Христа, но и в бегстве, и в злостраданиях в горах и пещерах, которые они для сохранения благочестия предпочтут пребыванию в городах.

Толкование на Апокалипсис.

Беда Достопочтенный

И всякий остров убежал, и гор не стало

Церковь, сравниваемая с островами и горами из-за ее совершенной устойчивости, осмотрительно скрывается от нападений преследователей.

Изложение Откровения.

Примасий

И всякий остров убежал, и гор не стало

Я думаю, что именем островов, равно как и гор, обозначается Церковь из-за того, что она выдается среди всего своей устойчивостью. О чем сказал Исайя: В учениях славьте Господа на островах морских - имя Господа, Бога Израилева (Ис 24:15). И еще: И будет в последние дни: гора дома Господня постав­лена будет во главу гор и возвысится над холмами (Мих 4:1). Этот побег про­изойдет, когда общество злых будет окончательно покинуто, так что уже никакого смущающего смешения Церкви с грешниками не будет. Поэто­му пророк сказал: Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою (Иер 51:6). Тогда же Вавилон падет, когда в последние времена получит власть преследовать святых. Поэтому Писание гласит: Перед падением возно­сится сердце человека, а смирение предше­ствует славе (Притч 18:13).

Комментарий на Откровение.

Экумений

И всякий остров убежал, и гор не стало

Островами Иоанн называет церкви из язычников, как говорит пророк: Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова (Пс 96:1). Он называет их островами, поскольку они возвысились и поднялись над горьким и соленым идолопоклонством. Кто-то, может быть, в соответствии с другим значением, помыслит острова как нечистые легионы демонов, поскольку они барахтаются в этой соленой и беспокойной жизни.

О горах, что это суть демоны, говорит и божественный псалмопевец: Горы, как воск, тают от лица Господа, <…> ибо идет (Пс 96:5; 95:13). Книга сообщает нам, что легионы демонов в то время исчезнут и скроются. Но куда несчастным убежать от лица Господа, если в руке Его глубины земли (Пс 94:4) и Он измерил небо пядью и землю горстью (Ис 40:12), даже если пораженные происшедшим попытаются глупо убежать и скрыться? Когда это произойдет и случится ужасный град, тогда людям нужно будет прибегнуть к мольбам и просьбам. Ибо тем самым прекратились бы знамения, направленные против них. Но они похулили Бога, из-за чего зло против них усилилось.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И всякий остров убежал, и гор не стало

Вследствие землетрясения, как бывает и обыкновенно, изменится очертание суши, а некоторые острова совсем исчезнут, погрузившись в море; и таким образом, вся природа будет вконец разорена и обезображена. Но и люди не останутся нетронутыми: на них падет град величиною в талант. Однако же, испытывая такое наказание и сознавая, что причина его заключается в гневе Господа Бога, они не только не раскаиваются, но прямо хулят Бога, хулят Его как всемогущего мироправителя. Что же теперь остается для них? Остается последний страшный суд, произнесение окончательного приговора и начало вечных мучений.