Толкования на Откр. 17:3

Свт. Андрей Кесарийский

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами

См. Толкование на Откр. 17:1

Свт. Кесарий Арелатский

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном

Под зверем понимается весь злой народ; через жену показывается развращение. Говорит Иоанн, что в пустыне сидит жена - потому что она сидит в нечестивых людях и в их умерших и оставленных Богом душах. Иоанн сказал: в духе, ибо только в духе можно увидеть подобного рода оставленность [Богом].

Изложение Откровения.

Сщмч. Викторин Петавийский

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном

Жена, сидящая на звере багряном, - исполнительница убийств, имеющая образ дьявола. Иоанн называет ее в Апокалипсисе Вавилоном из-за смешения народов, и у Исайи она так называ­ется (См. Откр. 17:5; Ис. 21:9); Иезекииль же именовал ее Сор (Иез. 26–28. “Сор” – еврейское название Тира). Наконец, если ты сравнишь сказанное о Соре с тем, что говорят о Вавилоне Исайя и Апокалипсис Иоанна, то поймешь, что это одно и то же.

Толкование на Апокалипсис.

Примасий

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами

Пустыня указывает на отсутствие Бога, ибо Его присутствие есть рай. В духе, потому что это может быть распознано в духе <…> В каком образе Божественное Слово преиму­щественно изображает ее, если не в образе женщины, от которой, как написано, начало греха, и чрез нее все мы умираем (Сир 25:27)? О ней говорится, что она сидит на звере, потому что она превознеслась в гордыне самомнения.

Зверь, как сказано, багряный, то есть кровавый, и есть противоположное Агнцу существо. В нем иногда узнается дьявол, иногда -словно голова убитого, иногда - народ, который есть целый Вави­лон, то есть смущение. Итак, багря­ный - то есть окровавленный нечес­тием и кровавыми блудодействиями опьяненный.

Преисполненном именами богохульны­ми. Хотя хуже на деле творить богохульство, чем слыть богохульником, здесь, однако, о нем сказано, что он преисполнен именами, чтобы кто-нибудь не предположил, что он имеет недостаток в пороках. И поэтому иное - грешить перед Богом, и иное - грешить против Бога; и тот, кто грешит против Бога, виновен в большем грехе.

Когда приблизятся последние гонения, появятся десять царей, как гласит пророчество святого Даниила. Их эта книга часто обозначает, как и здесь, с помощью семи голов и десяти рогов зверя. Поскольку, когда все царства будут уничтожены, только они смогут править всем миром, ранее было сказано, что на них были диадэмы. Возможно, диадэмы - это знаки побежденных царств, которые в качестве трофеев выставлены на гордых головах.

Далее, книга призывает ум, имеющий мудрость, понимать семь голов как семь холмов, потому что, обозначая Рим, который стоит на семи холмах и который некогда с абсолютной властью господствовал над всем миром, Иоанн представил его подобием тех царств и под именем Рима обозначил власть всемирного царства. Автор пожелал всемирность его власти передать с помощью числа семь, которое, будучи составленным из трех и четырех, из четного и нечетного, то есть как бы из противоположного, намекает на эту всемирность.

Ранее приведенный образ семи церквей - положительный пример изображаемого, поскольку тем самым предуказывается то, что единая Церковь Христа будет владеть всей землей. Напротив, здесь то же самое число, отнесенное к семи головам, представляется противоположным этому примеру. Эти головы указывают на то, что будет установлена всемирная власть. Ибо Священное Писание часто использует число семь и применитель­но к хорошему, и применительно к дурному. Ибо как Святой Дух ввиду Его семиобразного действия, в соответ­ствии со свидетельством пророка Исайи, исповедуется семиобразным в хорошем смысле, так и злой дух часто называется семиобразным. И посколь­ку власть этих царей, которые обычно противостоят Церкви Христа, не только с помощью открытого примене­ния силы нападает на верных, но также стремится завлечь их ложью под видом истины, автор изображает явную силу в десяти коронах, а правдо­подобную ложь - в семи головах.

Итак, по слову пророчества, будет насильственным это самое грядущее гонение, во время которого получит поддержку ремесло лжи, и что в отношении лжи будет потеряно, то насилием восполнится. Призрачность этой лжи была обозначена выше: одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела (Откр 13:3). То есть это сказано об одной из голов всемирной власти мирского царства, противостоящего Церкви, а именно антихриста, кото­рый пожелал выдать себя за Христа, провозгласив, что он будто бы умер и ожил, когда пытался нечестиво отвратить беспечных от Христа, воистину умершего и воистину воскресшего. Об этой голове уже сказано, что ей дракон, то есть дьявол, свою силу дал и престол, и власть великую. Почему и говорится, что он был исполнен богохульными имена­ми, и снова: на головах его имена богохульные (Откр 13:1). Нельзя выдумать более страшного богохульства, чем как если кто, противопоставляя себя Христу - что и обозначает имя анти­христ, - хочет, чтобы его принимали за Христа, так что тех, кого он не способен сломить насилием и страха­ми, он попытается соблазнить извра­щенной истиной, и тех, кто отверг явное заблуждение, приведет к принятию правдоподобной лжи.

Дух благой - это дух премудрости, которому противостоит злой дух безу­мия. Последний хуже, потому что имитирует мудрость. Дух благой - это дух разума, а злой - дух неразумия. Последний хуже, потому что имитирует дисциплину ума. Дух благой - это дух совета, а злой - неблагоразумия. После­дний хуже, потому что имитирует прозорливость. Дух благой - это дух стойкости, которому противостоит злой дух явной трусости. Последний хуже, потому что его бессилие обманывает видимостью силы. Дух благой - это дух знания, которому противоположен злой дух незнания, злейший из-за воровства знания. Дух благой - это дух благочес­тия, а злой - нечестия. Последний хуже, потому что скрывается под личиной ложного благочестия. Дух благой - это дух страха Божьего, которому противо­положен злой дух легкомыслия. После­дний хуже, потому что использует уловки лживой религиозности.

Комментарий на Откровение.

Экумений

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами

Слово пустыня намекает на будущее опустошение ее. И я увидел жену, сидящую на звере багряном. Зверем он называет дьявола, на котором она покоится и который помыкает ею. Багряным он назван, потому что обагрен кровью святых. Он был преисполнен именами богохульными, потому что дьявол, воздав сам себе честь, подобающую Богу, согрешил против Бога. Он имел семь голов и семь рогов. Иоанн сам далее объясняет, говоря, что головы и рога - это цари, правившие в Риме, и те, что будут править.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами

Замечание, что «повел в духе» есть указание на то, что это действие происходило лишь в ведении, - лишь в своём экстатическом состоянии духа, а не телом Иоанн переносится в пустыню. Пустыня берется здесь в нравственно-религиозном смысле, в смысле оставленности, отдаленности. Великая блудница находится в пустыне не в каком другом смысле, как в том, что она за свое злодейство совершенно оставлена Богом и обречена на духовную смерть, на нравственную гибель. Такая оставленность является вполне заслуженною для нее, так как она, по выражению Апокалипсиса, отрекшись от Бога и христианской религии, восседая на звере; на него и на его силы всецело полагается жена любодеица, а не на Бога и на Его помощь. Зверь этот (XI:7; ХII:3, 13) - дракон-диавол, который назван багряным, т.е. облеченным в царскую багряницу, как миродержатель тьмы века сего. Как к диаволу, к зверю подходит и та черта описания, что он был преисполнен богохульными именами: он - боговраждебная сила. И жена тоже облечена в порфиру и багряницу, что также указывает на царскую и гордую роскошь - на богатство, свойственное царственному городу, подобно Вавилону и Риму. Жена, город последнего времени, взяла от мира все, что в нем считается драгоценностью. Она изображается держащею в руках золотую чашу, наполненную мерзостью и нечистотою ее блудодейства. Это значит, что жена была, как город антихристианского царства, распространительницею безбожной и безнравственной культуры среди окружающих подчиненных ему народов.