Толкования на Откр. 17:8

Свт. Андрей Кесарийский

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель

Зверь этот есть сатана, который, быв умерщвлен Крестом Христовым, снова, говорится, при кончине оживет и ложными знамениями и чудесами будет чрез антихриста действовать для отвержения креста. - Посему он был и действовал до креста, и нет его, поелику спасительною страстью обессилен и лишен той власти, которую чрез идолослужение имел над народами. - При кончине же придет указанным нами образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден и куда изгнанные Христом бесы просили Его не посылать их, но в свиней, или же выйдет из настоящей жизни, которая называется бездною иносказательно, по причине греховной житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда же для погубления людей выйдет и имеющий в себе сатану антихрист, чтобы вскоре получить погибель в будущем веке.

И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится

По причине ложных чудес удивятся, говорит, пришествию зверя те, которые не написаны в книге вечно живущих и которые не изучили его по Христовым предсказаниям, удивятся, размышляя и о том, каким образом получил он снова прежнюю власть.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Кесарий Арелатский

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель­

Под этим понимается, что из народа злого рождается народ злой, чтобы можно было сказать: зверь от зверя, бездна от бездны. Что означает зверь от зверя, как не злой народ, рождаю­щийся от народа злого? Это происхо­дит, пока дурные сыны уподобляются наихудшим родителям; так же, пока одни умирают, а другие идут им вслед, то никогда не отсутствуют те - много их или мало, скрыто или явно, -которые с самого начала всегда замышляли против Церкви. Об общении с ними - ибо мы не можем избежать его в этом мире - давайте взывать к Божиему милосердию, дабы мы так отличались поведением, чтобы не погибнуть вместе с ними от вечного наказания. Но, скорее, когда бы те слышали: идите от меня, проклятые, в огонь вечный, мы заслужили бы услы­шать: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство (Мф 25:41, 34).

Изложение Откровения.

Беда Достопочтенный

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель

Дьявол некогда правил миром и с распятием Господа был выброшен вовне; однако в конце мира, освободившись из сдерживающей его темницы, он навеки погибнет от дыхания из уст Господа. Тиконий считает, что зверь - это все тело дьявола, пополняющее себя с течением поколений, где уходящее сменяется приходящим.

Изложение Откровения.

Примасий

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель­

Священное Писание учит, что к началу мира относится возникнове­ние двух городов и до этого времени доходит их род. Из них один - это город Божий, а другой - город дьяво­ла. Последний здесь обозначен зверем, словно это все тело грешных в целом. И потому говорит Иоанн: был, и нет его, - что в порядке приходящих и уходящих друг за другом поколений происходит то, что должно испол­ниться. Поэтому далее сказано, что зверь выйдет из бездны и пойдет в поги­бель. Ибо совершается это по Боже­ственному правосудию - тайному, но праведному, как говорит псалом: судьбы Твои - бездна великая (Пс 35:7). Или зверь выйдет из сердец нечести­вых, о которых псалом говорит: Бездна бездну призывает (Пс 41:8).

и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится

Иоанн имеет в виду тех самых людей, из членов которых составлено тело, предопределенное к осуждению. Но если здесь именования создают некоторую двусмысленность, то тот же Иоанн в своем послании говорит в единственном числе: как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов (1 Ин 2:18). И немного ниже он говорит: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами (1 Ин 2:19). Поскольку имена их не записа­ны в книге жизни, они, которые все еще будут живы к концу мира и которые испытают погибель своего проклятия, поздно будут смущены осознанием, что не тот есть Христос, кого они приняли, обманутые дурма­нящим соблазном зверя, но наш Христос, Которого они, в высшей степени справедливо осужденные, конечно, признают Судьей.

Итак, со времени основания мира, как познал Господь Своих (2 Тим 2:19), так и обетовал то, что сказал им: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф 25:34). Итак, также тех, кто не Его, Он не записал в книге жизни от основания мира, но как незнакомых ему и как предузнанных издавна Он осудит на наказание огня вечного, уготованного дьяволу и ангелам его (Мф 25:41). Ибо высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали (Пс 137:6). Итак, Он говорит: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф 7:23).

Комментарий на Откровение.

Экумений

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны. Ибо дьявол был прежде возникновения чувственного мира, произведенный Богом ради благих дел, подобно и другим божественным ангелам. И нет его, поскольку открылось евангелисту и то, что произойдет при скончании века, когда он сойдет в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Мф 25:41). Ведь быть среди них - не быть в подлинном смысле. Соответственно, поскольку через деятельность его при последних днях проявит себя антихрист, сказано: и выйдет из бездны, и пойдет в погибель.

Очевидно, через антихриста осуществится для дьявола восхождение и своего рода приращение, так как антихрист введет людей в заблуждение и станет побуждать поклониться ему, как многие прежде говорили. Или же можно попробовать уразуметь слова был и нет его следующим образом: обращается апостол в Послании к Филиппийцам ко всем святым во Христе Иисусе, пребывающим в Филиппах (Флп 1:1), потому называя святых пребывающими, что они пребывают во Христе, в близости и памятовании Бога. Итак, если святые уже есть, то, стало быть, преступного дьявола ныне нет, пусть даже и пребывал он, прежде чем, возгордившись перед Богом Вседержителем, отпал от своего чина.

Подобным же образом и нечестивцы: пусть и представляется, что они существуют, поскольку есть у них ипостась и сущность, тем не менее у них нет бытия, насколько это согласно с судом и поминовением Божиим. И потому что это обстоит таким образом, в книге Бытия нет родословия потомков Каина, так как их не было из-за их бесчестности.

И сказано, что он пойдет в погибель, то есть подвергнется справедливому наказанию геенной. Ибо, согласно Матфею, сказал Господь о гибели тех, кто осужден на нее, так: а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28).

и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится

Сказано: И удивятся живущие на земле, - не все, но те, имена которых не вписаны в книгу жизни. Чему же удивятся? Тому, что зверь был, и нет его, и появится, и погибнет, - ибо те, кто верили в него, будут ошеломлены великой с ним переменой. Ведь желая стать властителем мира и предъявив себя в таком образе, он не только власти лишится, но и сподобится достойной его мерзости кончины.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится

Зверь есть диавол, так или иначе проявлявший в мире свое господство и свою сатанинскую силу. В прошедшем, т.е. прежде в Ветхом Завете он был князем мира сего и господствовал чрез идолопоклоничество и чародейство. Но потом его не стало, нет его и теперь, т.е. во дни получения Иоанном откровения. Вследствие искупительных заслуг Христа Спасителя диавол лишился своего прежнего обаяния (Ин ХII:31) и его не стало на земле, как явного и открытого властителя человеческого рода. Он находится в бездне, т.е. состоянии связанности. Но это заключение не окончательное и не полное. Диавол освободится и выйдет оттуда (XX:7). В погибель, погибель окончательную диавол пойдет только после, в отдаленном для Иоанна будущем. Для диавола как духа бессмертного погибелью может служить не уничтожение, но геенна, вечные мучения, поэтому он и называется сыном погибели (2 Сол 2:3). Исчезновению и появлению зверя удивятся все те, которые не вписаны в книгу жизни (XIII:8), но другие, верные христиане будут знать истинное значение появления зверя-диавола в его прежней силе.