Толкования на Откр. 18:2

Свт. Андрей Кесарийский

И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы

О Халдейской столице (Вавилоне), взятой Киром и Персами, нечто, сему подобное, пророчествовал и Исаiя (Ис. 21, 9), что он по причине совершенного запустения имеет наполниться зверями и нечистыми духами. Ибо, по Божественному домостроительству, освобождающему людей от вреда, и по собственному человеконенавидению, обычно как зверям, так и нечистым духам стремление в пустыни. - Каким образом сей Вавилон напоил народы вином своего блудодеяния? Тем самым, что был их вождем во всяком законопреступлении и за дары слушавшимся его городам посылал начальников и властителей - врагов истины и правды.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Кесарий Арелатский

И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы

Разве падение одного города может вместить всех нечистых духов или всякую нечистую птицу? Или в то время, когда сам город пал, может ли весь мир освободиться от нечистых духов и птиц, и они будут [теперь] обитать в развалинах одного города? Нет такого города, способного вместить все нечистые души, за исключением города дьявола, в котором вся нечистота обитает в дурных людях по всему миру. Цари, преследующие Иерусалим, о которых сказал Иоанн, - это дурные люди, преследующие Церковь Божию. Всякий раз, когда вы слышите имя Вавилон, возлюбленные братья, не считайте этот город созданным из камней, потому что под Вавилоном понимается смешение, как часто говорилось. Но поймите, что именем его обозначаются люди гордые, воры, стремящиеся к наслаждениям и нечестивые, упорствующие в своих злодеяниях. Как и наоборот: всякий раз, как слышите имя Иерусалим, который называется образом мира, понимайте под ним святых, принадлежащих Богу.

Изложение Откровения.

Беда Достопочтенный

И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы

Не страшись, говорит Иоанн, о Иерусалим, власти земного града, духовно разрушающего себя тем самым, чем превозносится над тобой, - ненавистью своих нечестивых граждан. Вот и Исайя писал о том, что в Вавилоне будут жить грязные чудовища. Только город дьявола становится пристанищем всякому нечистому духу (Ис 13:21-22), в котором всякая нечистота сохраняется посреди мира.

Изложение Откровения.

Примасий

И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы

Если город пал, то в каком смысле говорится, что он стал пристанищем и убежищем для демонов, для нечистых духов и птиц? В том, что, придя в упадок от необычайной гнусности его прегрешений, он явил себя достой­ным быть пристанищем демонов <…> Кроме того, этот город, который среди моря мира сего неоднократно страшными и сильными волнами гонений восставал против веры в Бога, теперь стенает, стесненный куда более узкими границами, и рычит, словно запечатанный в винном мехе. Ибо по этой причине мы поем в псалме: он собрал воды морские словно в мех; положил бездны в хранилищах (Пс 32:7) <…> То, что нечистый дух может быть представлен в образе птицы, явно из того места Книги Бытия, где говорится, что Авраам прогнал птиц, которые покушались на рассеченные трупы.

Комментарий на Откровение.

Экумений

И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы

Возглашается приговор Божий Вавилону. Он постановил, чтобы это с ним произошло следующее: и сделался жилищем демонов. Ибо нечестивые и кровожадные демоны, ненавистники людей, только и ищут, где бы проливалась кровь человеков - в войнах ли, или другим каким-то образом убиенных, - ликуя по поводу происходящего, и там устраивают поселение. И вот, поскольку, как прежде было сказано, многие примут гибель в городе, Вавилон и станет, наконец, жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу и нечистому зверю, ибо таковые устремляются прочь от жилища человека и занимают пустоши, и обороняют себя от тех, кто на них посягает и охотится на диких зверей. Нечто в таком роде говорил и пророк Исайя о Вавилоне: и сирены там будут отдыхать, и демоны плясать; и сатиры там поселятся, и дикобразы угнездятся в их домах (Ис 13:21-22).

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы

См. Толкование на Откр. 18:1