Толкования на Рим. 3:11

Свт. Феофан Затворник

Несть разумеваяй, и несть взыскаяй Бога

У Пророка говорится, что Бог приник только на землю, чтоб посмотреть, есть ли кто разумеваяй или взыскаяй Бога (Пс. 13, 2; 52, 3). Но как он вслед за сим прибавляет: ecи уклонишася; то этим дает понять, что Бог, приникши на землю, не увидел никого, кто бы разумевал и взыскивал Бога. — Святой Апостол эту мысль и берет, выражая ее по течению речи не вопросно, а утвердительно: несть разумеваяй, несть взыскаяй Бога.

Этим означается вообще богозабвение, жизнь без всякого внимания к Богу, как будто Бога совсем нет. Но можно различать в каждом из сих терминов особенное значение. Разумение Бога — занятие ума Богом, чтоб познать и созерцать Его беспредельные совершенства, Его творчество и, особенно, промыслительное о нас попечение. Взыскание Бога — устремление к Нему сердцем и направление всей деятельности своей к тому, чтоб стяжать Его и в себе Его иметь, как первое всенасыщающее сокровище. Сие последнее есть цель наша последняя; разумевание Бога, познание Его чрез рассуждение о Нем открывает в Нем наше сокровище; а это открытие вызывает устремление к Нему сердца и возбуждает энергию деятельных сил к достижению Его и обладанию Им. Когда нет разумевания Бога, нет и взыскания Его. Нет взыскания — нет стяжания и обладания, — нет общения с Богом: человек вне цели своей. Почему должен блуждать и влаяться. Не Богом занят ум, не к Богу лежит и сердце. Но как ни ум, ни сердце не могут пребывать праздными, то, отклонясь от Бога единого, устремляются к тварям — многим и, запутавшись среди них, теряют правое свое направление и производят только всякую неправду. В ней только искусны, в ней только находят вкус, к ней только льнут сердцем и устремляют свои деятельные силы.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

нет разумевающего; никто не ищет Бога

См. Толкование на Рим. 3:9

Блж. Феофилакт Болгарский

нет разумевающего; никто не ищет Бога

См. Толкование на Рим. 3:9

Ориген

нет разумевающего; никто не ищет Бога

В самом деле: раз апостол сам говорит, что он только отчасти знает и отчасти понимает (см. 1 Кор. 13:9), то кого назвать разумеющим? Ибо насколько бы кто ни разумел, окажется, что он разумеет в отражении и намеках, потому что понимание лицом к лицу отнесено ко времени после сложения земного тела (ср. 1 Кор. 13:12), а сейчас, как говорит Писание, тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем. 9:15). Отсюда выходит, что нет никого разумеющего, ни ищущего Бога. Ибо пока мы заняты заботами о теле и ищем человеческого, мы не можем искать Бога или думать о том, что божественно (см. Мф. 6:24).

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

нет разумевающего; никто не ищет Бога

Никто не ищет Бога. Чтобы это не было скрыто, потому что если человек понимает, что ему служит на пользу, то он обращается к Богу, - а не так, как царь иудейский Аса, который после многочисленных благодеяний Божиих так развратился, что, несмотря на то что страдал немощью ног и имел при себе пророка, не воззвал к Богу (см. 2 Пар. 16:12).

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

нет разумевающего; никто не ищет Бога

См. Толкование на Рим. 3:10