Якоже есть писано, яко несть праведен никтоже
«Апостол обвинил язычников, обвинил иудеев; следовало уже говорить об оправдании, — об оправдании чрез веру. Ибо если не помог закон естественный, не больше сделал и закон писанный, напротив, тот и другой послужили бременем для людей, которые не воспользовались ими как должно; то нет уже иного средства спастися, кроме благодати. Итак, скажи и открой нам оное, Павле! Но Апостол еще не дерзает, опасаясь бесстыдства иудеев, а снова обращается к их обвинению. И сперва представляет обвинителем Давида, который пространно изображает то, что Исаия выразил кратко. А сим хочет наложить на слушателей крепкую узду, дабы всякий из них, по заграждении ему всех путей обвинениями Пророков, не мог уже вырваться и ускользнуть, когда будет пред ним раскрыто вполне учение о вере. Пророки же выставляют три самые тяжкие вины, именно: что все без исключения делали зло; что делали зло без всякой примеси добра, предаваясь единственно порокам; и, наконец, делали зло со всем усилием» (святой Златоуст).
Якоже есть писано — прямее идет к переводу; предукорены, прежде обвинены есмы. Предобличения берет святой Павел из псалмов и из пророка Исаии. Сначала приводит такие проречения, которыми обличается неправость вообще, а потом такие, которыми обличаются главнейшие виды неправости — нечествование пред Богом, нелюбие и злотворство в отношении к ближним. Замечательно, что нечестие пред Богом поставляется в начале и в конце, надо полагать, как источник и плод неправостей пред ближними.
Слова: несть праведен никтоже — буквально не содержатся в приводимых местах. Они выражают общий смысл их и принадлежат святому Апостолу, как надписание пророческих изречений, сводимых воедино. Понимая это так, слову: праведен — надлежит дать обширное значение: праведен во всем, и пред Богом, и пред людьми, а по противоположности — неправеден, — тоже во всем и пред Богом, и пред людьми. Потому в: несть праведен — надо видеть не ту мысль, что иногда грешит или бывает неправеден, а ту, что совсем погряз в неправде, только и замышляет, только и делает, что неправду. И таковы все, — никакого исключения.
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
как написано: нет праведного ни одного
См. Толкование на Рим. 3:9
как написано: нет праведного ни одного
См. Толкование на Рим. 3:9
как написано: нет праведного ни одного
Когда кто-нибудь получает знание о добре и зле через восприятие естественного закона, то прежде всего пробуждается порок, и уже потом он постепенно изгоняется воспитанием, установлениями, увещеваниями, и совершается переход к добродетели. Ибо и Павел, как мне кажется, полагает то же самое, когда говорит: Но когда пришла заповедь, то грех ожил (Рим. 7:9). Но окажется, что и Спаситель, сказав в Евангелиях: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем (Ин. 15:22), говорил в том смысле, что той силой, которой Он, как говорят, наполнил мир, Он пришел к каждому из людей, и говорит в сердце его, и учит суждению о добре и зле. Вот поэтому и Павел говорит, что написано: «Нет праведного, нет разумевающего, нет ищущего Бога, все уклонились, сделались непотребными»…. Что, может быть, покажется противоречащим другим Писаниям, которые свидетельствуют о некоторых как о праведных, настолько, что даже Иерусалиму сказано о Содоме, что «Содом оправдан из-за тебя» (Пс. 142:2).
Но присмотрись пристальнее к осторожному выражению божественного Писания, как оно не говорит: «Оправдан Содом», - но утверждает: «Поскольку ты совершаешь многие злодеяния, и дела твои таковы, что ты превосходишь всех множеством грехов, то по сравнению с твоими злодеяниями уже и Содом оправдан». И потому, когда Павел говорит: «Не оправдается перед лицом Твоим ни не то, что всякий живущий не оправдается, но «перед лицом Твоим», то есть Божиим, не оправдается. Ибо сколь бы ни был праведен кто-либо, сколь бы ни был свят не только среди людей, но и среди более высоких и превознесенных творений, ясно, что в сравнении с Богом он не сможет оправдаться… Всякое же творение оправдывается в сравнении с худшим. Скажем, к примеру: в сравнении с остальным народом Мария, сестра Моисея (см. Исх. 15:20; Числ. 12), была праведна, и, опять-таки, в сравнении с Марией праведен был Аарон, и вновь, в сравнении с Аароном праведен был Моисей. Блажен, однако, тот, кто называется праведным в сравнении с лучшими, а не с наихудшими, как Содом, о котором упоминается, что он оправдан в сравнении с Иерусалимом (Иез. 16:48). Именно по этой причине я и опасаюсь, как бы не оказалось так, что в сравнении с нами, которые по наружности находятся в Божией Церкви, и соблюдают Его закон, и служат евангельским заповедям, некоторые из неверных заслуживают оправдания.
Комментарии на Послание к Римлянам.
как написано: нет праведного ни одного
Начав с неправедности, Павел начал перечислять их злые дела, добавив отчасти и наихудшие (см. Рим. 3:11-18), - чтобы с очевидностью показать, что для них нет надежды, разве как взмолить о милости Христа, Который прощает грехи.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Ст. 10-18 как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их
Обличения, какие высказаны против иудеев Апостолом, согласны с теми отзывами, какие еще ранее сделаны были об иудеях их собственными пророками. Сначала Апостол приводит обличения из псалмов (13:1-3; 5:10; 139:3; 9:28), потом из кн. Притчей и Исаии (Притч 1:16; Ис 9:7, 8) и потом опять из псалмов (Пс 35:2). Заметно, что сначала он рисует развращение человеческое в самых общих чертах (ст. 10-12), а потом упоминает о двух особых проявлениях этого развращения - в области слова (13-14) и в области дела (15-17). Заключает он все изображение указанием на источник развращения - отсутствие в людях страха Божия (18).
См. также Толкование на Рим. 3:9