Толкования на Рим. 6:17

Свт. Иоанн Златоуст

Благодарим убо Бога, яко бесте раби греху, послушасте же от сердца, в оньже и предастеся образ учения

Пристыдив рабством, устрашив и побудив воздаяниями, (апостол) опять ободряет (слушателей) напоминанием о благодеяниях. В настоящих словах он показывает, что они освободились от великих зол, что освободились не собственными силами и что будущее более приятно. Подобно тому как кто-нибудь, освободивши пленника от жестокого мучителя и убеждая не возвращаться к нему, напоминает об ужасной его власти, так и Павел весьма ясно изображает минувшие бедствия, говоря и о благодарении Богу. Нужна была не человеческая сила, говорит он, чтобы освободить нас от всех тех зол; но благодарение Богу, Который восхотел и возмог избавить нас. И прекрасно сказал (апостол): послушасте от сердца, т. е. вы не подверглись принуждению или насилию, но добровольно, по собственному расположению отстали от греха. В этом заключается как похвала, так вместе и упрек. Если вы пришли добровольно и не подверглись никакому принуждению, то какое вы можете иметь извинение и какое оправдание, когда возвратитесь опять на прежнее? А потом, чтобы ты познал, что все это зависело не от их только расположения, но и от Божией благодати, апостол, сказав: послушасте от сердца, присовокупил: в оньже предастеся образ учения. Послушание от сердца показывает свободную волю, а слово - предастеся намекает на помощь Божию. Какой же образ учения? Жить правильно и осмотрительно.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Феофан Затворник

Благодарим убо Бога, яко бесте раби греху, послушаете же от сердца, в оньже и предастеся образ учения

А как худо быть рабом греху и как благо слушаться правды, — это вы теперь знаете по своему опыту. Держитесь же лучшего! От общего положения переходит к частному случаю, — к тому, что было с теми, к кому пишет. Так со всеми бывает, что они или рабы греха в смерть, или рабы правды в живот. Не тому и другой — вместе, но или тому, или другой: то правда одолеет грех, то грех — правду, смотря по тому, куда склоняется сердце и на что направляется решение ваше. Так было и с вами: были вы рабы греха, но, услышав Евангелие, возлюбили его учение и предались вседушно всему, чего оно требует. Это величайшее для вас благо, с которым никакое другое сравниться не может, и благо сие даровал вам Бог. Он довел до вас благовестие и сделал то, что, услышав его, вы предались ему вседушно. Вы не можете не сознавать в сем великого Божия благодеяния, сознаю его и я. Воззовем же: благодарение Богу!

Но цель у Апостола не благодарение возбудить, а чрез возбуждение благодарения расположить дорожить тем благом, получение которого возбуждает благодарность. Благо так велико, что нельзя удержаться, чтоб не благодарить за него Подателя. Но если оно так велико, то и беречь его нужно с величайшею бдительностию. Святой Златоуст говорит: «как исхитивший пленника из рук лютого мучителя советует ему не возвращаться к сему мучителю, напоминая об ужасном его мучительстве; так и Павел с великою силой изображает претерпенные бедствия (от греха), начиная благодарением Богу. Потребна была не человеческая сила, говорит он, чтобы освободить нас от всех зол; но благодарение Богу, Который восхотел и возмог избавить нас! И прекрасно сказал Апостол: послушасте от сердца. Не по принуждению, не по насилию, но добровольно, по собственному расположению отстали вы от греха. В сем заключается как похвала, так вместе и упрек. Ежели вы пришли добровольно, без всякого принуждения, то будете ли иметь какое извинение и оправдание, когда возвратитесь на прежнее? А дабы ты знал, что все сие зависело не от их только расположения, но и от Божией благодати, Апостол, сказав: послушасте от сердца, — присовокупил: в оньже и предастеся образ учения. Послушание от сердца показывает свободную волю; а слово: предастеся — предполагает помощь Божию. Какой же образ учения? Жить благочинно и благоустроенно».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя

И если вы были рабами греха, то теперь стали послушно служить делами вашими, поелику образ учения дан вам.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Феодорит Кирский

Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя

Вы, говорит апостол, были рабами греха, но по собственному выбору сбросили его владычество и приняли духовное учение.

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя

Благодарение Богу. Освобождение нас от оных зол есть дело не человеческой силы, но Божией: почему и должно благодарить. Потом вы стали послушны не по принуждению, но по собственному сердечному расположению; поэтому не возвращайтесь на худшее, от которого отстали вы добровольно. В доказательство же того, что хотя бы они сами пришли, но все это зависело и от благодати Божией, присовокупил: предали себя, то есть Богом наставлены на образ учения. Какой же образ учения? Жить благочинно и благоустроенно.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя

Это, как представляется, сказано по отношению к тем, духовное преуспеяние и спасение которых несомненны, и о ком он уже выше сказал: Благодарю Бога через Иисуса Христа за всех вас, ибо вера ваша возвещается по всему миру (Рим. 1:8). Тут же он показывает и то, что все люди вначале служат греху, поскольку в этом смысле написано, что нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7:20). Ибо вначале необходимо, чтобы в каждом человеке исполнилось то, что написано: Но когда пришла заповедь, грех ожил (Рим. 7:9). То же, что идет дальше, сказано для немногих, и для тех, кто уже совершенствуется, а именно, что он говорит: Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Итак, мы все были рабами греха; однако когда нам передается образ учения и мы избираем для себя повиноваться ему не как попало и не только на словах, но от сердца, от души, со всей преданностью, - мы освобождаемся от рабства греху и становимся рабами праведности.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя

Поскольку праведно слушаться Христа (Он Сам — праведность и повелевает то, что праведно), то Павел говорит, что мы стали рабами праведности от сердца, не от закона - по воле, не из страха. Мы по природе пришли к вере, не через закон стали послушны этому образу учения Бога, Который природу сотворил. Через природу мы хотим познать, Кем, через Кого и в Ком мы созданы. Образ учения — это то, во что нас естественным образом привел Создатель. Это то, о чем Павел сказал выше: они сами себе закон, когда по природе верят (см. Рим. 2:14). Что иудеям о Христе возвещали закон и пророки, то язычники исповедуют в сердце. Потому и благодарение Богу, что, быв прежде рабами греха, мы от сердца поверили во Христа, чтобы служить Богу не по закону Моисея, но по закону природы.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Ст. 17-18 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности

Между двумя господами - грехом и верою (послушание) римские христиане уже сделали выбор, какой должен сделать и всякий человек: они стали на сторону веры. - Стали послушны - по греч. поставлен аорист (uphkousate), указывающий на решающий акт, когда они обратились ко Христу (лучше перевести: послушались, вняли). - Образу учения (т. tupw didachV). В этом выражении, несомненно, содержится указание на существование особой, ясно формулированной проповеди о Христе. Апостол, вероятно, говорит о своем Евангелии (2:16; 16:22), которое первые проповедники христианства принесли с собою в Рим. Павел по собственному опыту знал, что только в чистой духовности его Евангелия можно найти истинную опору для христианской святости и что предоставление закону права на участие в освящении христианина помешало бы действию Св. Духа. Поэтому он и радуется, что римляне восприняли Евангелие именно в том виде, в каком его предлагал он.

См. также Толкование на Рим. 6:12