Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его
Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его (ст. 12). Не сказал (апостол): да не живет, или: да не действует плоть, но: да не царствует грех, потому что Христос пришел не упразднить природу, но исправить волю. Затем, показывая, что мы удерживаемся во власти порока не силою или по необходимости, но добровольно, (апостол) не сказал: да не господствует, что указывало бы на принуждение, но: да не царствует. Неуместно было бы руководимым в царствие небесное иметь царем грех и призываемым царствовать со Христом желать сделаться пленниками греха, как нелепо было бы и то, если бы кто-нибудь, снявши с головы диадему, захотел быть рабом безумной женщины, убогой и одетой в рубище. Потом, так как тяжело победить грех, то смотри, как (апостол) и легкость показал, и в труде утешил, сказав: в мертвеннем вашем теле. Этим он дает понять, что подвиги временны и скоро прекращаются, а вместе напоминает нам о прежних злых делах и о корне смерти, так как сначала тело сделалось смертным чрез грех. Но можно не грешить, имея и смертное тело. Заметил ли ты все богатство Христовой благодати? Адам, еще не имея смертного тела, пал, а ты можешь быть увенчанным, получив в удел тело, подверженное смерти. А каким образом, спросишь, царствует грех? Не собственною силою, но по твоей беспечности. Потому, сказав: да не царствует, объясняет самый образ этого царствования, присовокупив следующие слова: во еже послушати его в похотех его. Уступить телу все, даже и власть, не составляет чести, но есть крайнее рабство и верх бесчестия. Когда оно делает, что желает, тогда бывает лишено всякой свободы, а когда встречает препятствия, тогда оно преимущественно сохраняет свое достоинство.
Гомилии на Послание к Римлянам.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
Итак, следует принять во внимание эту немощь тела, помня слова апостола, который сказал: Да не царствует грех в смертном вашем теле. Он не сказал: «Да не будет», но: Да не царствует. Грех пребывает внутри, когда наслаждаешься; царствует же, если соглашаешься с ним.
Проповеди.
Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его
Второй от нас прием в хранении святости есть не дозволять греху царствовать в нас. А это как? Не слушаясь похотений греховных. Мы умерли греху однажды навсегда; но произволением, — тем, что восприняли смертельное возненавидение греха и возлюбление правды. Седалище (здесь: основание) этого решения в духе, в коем благодать Божия, пришедши с благовестием, возбудила страх Божий, а чрез него совесть, кои оба, дав ощутить горечь грешной жизни и сладость жизни святой и богоугодной, породили в духе решение от первой отвратиться, а ко второй прилепиться. Но между тем как это совершилось в духе, душа и тело остаются еще на стороне греха. Долговременным пребыванием в грехе в них образовался навык действовать лишь по-греховному; действовать же по-святому они не умеют, и не только не умеют, но и питают старое сочувствие к греховному. Оттого, когда дух, восприяв новые решения, начинает заводить и новые порядки жизни, соответственно тем решениям, то всегда встречает сопротивление тому в душе и теле, и по непривычке их действовать в этом роде, и по несочувствию к нему. Не знают вкуса в сей новой жизни и не тянутся к ней, напротив, тянутся к противоположному, — к тому, чем всегда услаждались прежде. Дух требует помышлять доброе, а голова, — ум с памятию и воображением, — вся набита представлениями греховными; почему не только не помышляет доброе, а теснит в сознание свое недоброе. Дух требует начинаний благих, с самоотвержением, а воля, — желания, планы, цели, средства, — наклонена к самоугодию и подсекает все доброе саможалением. Дух требует чувств благих, а сердце не отзывается на доброе и, не умея найти в нем вкуса, относится холодно ко всему, чего прежде не вкушало. Дух требует бодрствования, труда, воздержания, чистоты, уединения, а тело хочет спать, всеутешничать, пространно питаться, похотствовать и всюду бывать для услаждения чувств своих. А тут полчище страстей, поселившихся среди отправлений тела и способностей души, с своими выступает противлениями и требованиями. И все это не страдательно только пребывает в нас, то есть противясь только добру, но и деятельно, — влеча и побуждая на грех. Духу предлежит таким образом преобразовать душу и тело чрез борьбу с противлениями их себе и чрез препобеждение противных ему их стремлений и похотений. Если назовем эти противления и похотения живущим в нас грехом, то духу предлежит борьба с сим грехом. Сам он умер греху, но душа и тело еще живут ему; надо и их сделать мертвыми ему. Как это? Противлением им в том, чего они хотят, — и понуждением на то, чего не хотят. Хотят они греховного; не слушай их, и не только не слушай, но и понуждай делать противное их хотению. — Об этом и говорит теперь Апостол. О понуждении на добро говорит в следующем стихе, а о противлении греховному говорит в настоящем.
Да не царствует грех. Прежде царствовал, и чего ни хотел, вслед того, как ведомый, велся человек. Теперь другой царь воссел на трон внутри нас и царству греха положил конец. По старой привычке он может предъявлять и предъявляет свои требования, но всякий раз получает отказ от возненавидевшего его духа. — Зачем же предписание, когда все это строится само собою? Строится не по какой-либо естественной необходимости, но в силу свободного решения духа, благодатию Божиею осененного и укрепленного. Свободное же решение на одно в настоящий момент предполагает возможность решения на противоположное ему в следующий. Оно может быть сильно, как закон природы, по силе поддерживающих его побуждений, но не восходит в естественную неизменность. Апостол и предостерегает, говоря как бы: смотри, берегись; как решил, так и стой; грех опять подойдет с требованиями, чтобы завладеть тобою; не попускай ему этого, не давай ему опять царствовать в тебе.
В мертвеннем вашем теле. О теле только помянул, умолчав о душе, потому что преимущественное седалище греха и страстей есть тело, так что за греховными влечениями тела душевных будто и не видно. «Грех преимущественно действует в теле и чрез тело» (Экумений). И общее мнение так привыкло судить, что, коль скоро выдается в ком плотская греховность, о душевной помина не бывает, хотя обычно она заправляет всем. И потому, может быть, так сделал Апостол, что с телом, привыкшим грешить, труднее совладеть. Кто преодолеет тело в греховных его понуждениях, тот справится и с душою. Да и по нераздельности их так бывает, что телу не откажешь, не отказав душе. Потому можно думать, что словом: мертвенное тело — Апостол означил вообще все седалища, в которых витает еще в нас грех, породивший смерть.
Во еже послушати его. Грех не вяжет необходимо, а только предлагает себя. Сами мы склоняемся на его предложения и грешим. Это склонение есть самоохотное послушание ему. Сделай то и то, внушает грех. Мы можем послушать его и не послушать. Когда слушаем, грешим; но это делается не по необходимости какой, а по нашему произволу. Таким образом все дело в том, чтоб не слушать греха. Пусть вопит с своими требованиями, пусть влечет; ты не слушай и тем не дашь ему царствовать в тебе.
В похотех его, — то есть тела. Другие читают: во еже послушати похотей его. Но мысль одна и та же. Искушение на грех является в виде похотения. Бывают представления грешных предметов и дел без всякого им сочувствия. Бывают представления их с сочувствием, без похотения их. Влечение ко греху начинается с появлением похотения предметов и дел греховных. И это есть искушение. Апостол прямо указывает на похотение, потому что тут собственно предлежит опасность согрешить и вследствие греха, делом совершенного, опять подпасть власти его, или пустить его царствовать в себе. Не слушай греха, противясь похотениям его и подавляя их, — и тем не дашь греху царствовать в тебе.
Святой Златоуст говорит на сей стих: «не сказал Апостол: да не живет, — или — да не действует плоть; но: да не царствует грех. Христос пришел не упразднить природу, но исправить волю. Сверх того, Апостол хочет показать, что мы удерживаемся во власти пороков не насильно и принужденно, а по собственному произволу; посему не сказал: да не тиранствует (не насильствует), что означало бы принужденность, но: да не царствует. Ибо нелепо было бы руководимым в Небесное Царствие иметь царем грех, и призванным царствовать с Христом желать быть пленниками греха. Точно так же, как если бы кто, сложив с головы диадему, захотел раболепствовать сумасшедшей, нищей, одетой в рубище женщине. — А каким образом, по разумению Апостола, царствует грех? Не собственною силою, но по твоей беспечности. Посему сказав: да не царствует, — объясняет самый образ сего царствования, присовокупив следующие слова: во еже послушати его в похотех его. Нет чести уступать телу власть и все прочее, но, напротив, крайнее рабство и верх бесчестия». Поясняя сие, блаженный Феофилакт прибавляет: «каким образом царствует грех? Если повинуемся ему в похотях телесных, так что не тело причиняет. вред по естеству своему, но повиновение греху. Заметь благодать Христову: Адам согрешил, хотя имел тело не смертное, а мы побеждаем грех в смертном теле».
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
Апостол опровергает возражение, говоря о Христе (см. Рим. 6:1-10), и показывает, что им уже невозможно грешить, потому что после крещения они уже не плотские. Но это мы имеем пока одной лишь верой, а не на опыте, ведь мы не стали каким-то образом бесстрастными или бессмертными… Ибо он не сказал: «Итак, не грешите», - ведь это свойственно бесстрастной и бессмертной природе, - но: да не царствует грех в смертном вашем теле.
Фрагменты.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
Павел желает, чтобы теми самыми членами, которыми мы служили греху и приносили плоды смерти, мы послужили бы праведности и приносили плоды жизни.
Против ересей.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
См. Толкование на Рим. 6:9
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
Грех гораздо тягостнее смерти; почему и Павел, более всех искусный в различении подобных вещей, грех назвал царем, а смерть - оброком, как бы подчиняя первому последнюю. Царем же назвал его не по достоинству (ибо нет ничего гнуснее греха), но по причине великой покорности плененных им. Ибо, если оброцы греха - смерть, то да не царствует в вас грех, который для имеющих ум тягостнее смерти. Если бы был у меня выбор и было возможно, то избрал бы я лучше умереть не согрешив, нежели, согрешив, не умереть, так, по моему суждению, последнее ужаснее первого. Ибо смерть истребится воскресением; почему согрешающий (скажем предположительно) ничего не приобретает, не умирая, если и по воскресении потерпит наказание.
Да и другим сильным примером Апостол приводит сие в ясность, сказав: жало же смерти - грех (1 Кор. 15:56). Посему, как никто не побоится змеи или скорпиона, у которых нет зубов или жала, чтобы впустить ими яд, так безбоязненно должно было бы принимать смерть, если бы она введена была не грехом. Если бы смерть постигла за добродетель, то была бы даже приятна. Не почитаешь ли сего невозможным? Свидетелями приими мучеников, возлюбивших смерть как начало бессмертия.
Творения.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
Разрушается и ниспровергается царство греха отчасти через совершенствование людей, подчиняющих плоть духу, отчасти через осуждение тех, которые продолжают пребывать во грехе, - так, чтобы они были поставлены под контроль и не могли причинять вред праведным, которые царствуют со Христом.
О нагорной проповеди Господа.
Чтобы не подчиниться желаниям запретным и неподобающим, мы должны вовлечься в ежедневную и постоянную схватку. Потому что из этого вида вины происходит то, что наш глаз обращается туда, куда смотреть не следует. А если порок этот крепнет и начинает довлеть, то даже плотское прелюбодейство становится переносимым, в сердце же оно совершается настолько быстрее, насколько мысль быстрее действия, и не встречает никакого препятствия (ср. Мф.15:19; Мк. 7:21).
О природе и благодати.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
Павел говорит: не властен надо мною человек, не властен грех. Да не царствует грех в смертном моем теле, ибо я - Твой раб.
Трактат на Псалмы.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
Царство отличается от тирании тем, что последняя случается против воли подданных, в то время как царство - по желанию тех, кто под властью. Поэтому Павел увещевает более не соглашаться с владычеством греха, ибо его царство ниспроверг, воплотившись, Владыка.
Толкования на послания святого Павла.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
Желая показать, что мы удерживаемся во власти пороков не насильно и принужденно, но по собственному произволу, не сказал: да не тиранствует, но говорит: да не царствует, ибо царство есть удел имеющих волю. Выражением же в смертном вашем теле, во-первых, показал, что ни приятное для тела не прочно (ибо тело подвержено смерти), так что не должно услуживать телу в удовольствиях, ни трудное не постоянно, так что не должно бегать прискорбного и подвигов против удовольствий, в во-вторых, напоминает нам, что смертность есть последствие греха, и внушает не раболепствовать уже греху, как причиняющему смерть. Каким же образом царствует грех? Если повинуемся ему в похотях его телесных, так что не тело причиняет вред по естеству своему, но повиновение греху. Заметь благодать Христову: Адам согрешил, хотя имел тело не смертное, а мы побеждаем грех в смертном теле.
Толкования на послание к Римлянам.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
Все грехи апостол объявляет делами плоти, которые, по его словам, суть «блуд, нечистота, страсть, непотребство, бесстыдство, идолослужение, злодеяния, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, пьянство, чревоугодие и тому подобное» (Гал. 5:19-21)… Заметь, однако, как он дает повеление и говорит: Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, показывая, что в нашей власти находится, чтобы грех не царствовал в нашем смертном теле. Ибо если бы не в нашей власти было, чтобы грех не царствовал в нас, то он, конечно, не дал бы повеления. Так каким же образом возможно, чтобы грех не царствовал в нашей плоти? Если мы сделаем то, о чем говорил тот же апостол: Умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5), и если «всегда будем носить смерть Христа в нашем теле» (2 Кор. 4:10). Ведь ясно, что там, где носят смерть Христа, грех царствовать не может. Ибо сила креста Христова такова, что если ее представить перед глазами и верно держать в уме, так, чтобы око разума пристально всматривалось в саму смерть Христа, то никакое вожделение, никакая похоть, никакая ярость, никакая зависть не смогут одержать верх, но в присутствии ее все это воинство греха и плоти, которое мы перечислили выше, сразу обращается в бегство…
Спрашивается, однако, почему он добавил: в вашем смертном теле, хотя достаточно было сказать: «Да не царствует грех в вашем теле»? Для чего прибавлено также в смертном, как будто кто-либо сомневался, что тело смертно? Однако мне кажется, что и это он прибавил не без причины. Ибо тем самым он указал, каким образом грех может не царствовать в теле, согласно тому, что и сам он сказал в другом месте: Тело мертво для греха, но дух жив для праведности (Рим. 8:10). Итак, если мы знаем, что наше тело может стать омертвелым и мертвым для греха, то возможно, чтобы грех не царствовал в нем. Ибо в соответствии с тем, что оно мертво, оно объявляется освобожденным от греха. Ведь и мертвец не испытывает вожделения, не гневается, не впадает в ярость, не расхищает чужого. Итак, если мы удержим тело от всех этих вожделений, то говорится, что тело умерло для греха. Вот на что, как представляется, указывает в данном месте это добавление апостола, который сказал: в смертном вашем теле.
Комментарии на Послание к Римлянам.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его
Тело смертно вследствие греха Адама, но через веру во Христа, как мы веруем, оно станет бессмертным. А чтобы исполнилось обещание, говорит Павел, тело не должно быть послушным греху, чтобы он не царствовал в нашем смертном теле. Он царствует, покуда тело подчиняется. Но если он не царствует, тело уже не будет казаться смертным, поскольку оно пребывает в надежде на жизнь вечную. Не по небрежению апостол сказал, что тело смертно, но имея в виду наказание геенной, - чтобы смертным звался тот, кому надлежит отправиться в геенну (ср. Мф. 5:22, 29-30; 10:28; 18:9; 23:15, 33; Мк. 9:43-48; Лк. 12:5), поскольку служащие греху не избегут второй смерти, от которой Спаситель освободил верующих в Него (ср. Откр. 2:11, 20:6). Говоря о смертном теле, он говорит о всем человеке. Служащие греху зовутся смертными: Душа согрешающая, та умрет (Иез. 18:4), то есть весь человек. Никто не будет судим вне тела.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Ст. 12-13 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности
Из некоторых предшествующих выражений Апостола можно было заключать, что он не признает уже существования греха в верующих. Но на самом деле он далек от такого крайнего оптимизма. Апостол говорит только, что грех не может более иметь царственного положения в жизни христианина, но из этого же видно, что вообще его существования в христианах Апостол не отрицает. Какая причина того, что грех утратил прежнее свое положение? Он потерял свое могучее орудие и своего могучего союзника - тело: оно стало во Христе орудием Божием. - Да не царствует грех. Хотя грамматически это увещание обращено к греху, как бы к лицу, но по смыслу речи - к самому верующему, так как это его дело - положить конец господству греха. Это увещание похоже на то, что Апостол говорит в посл. к Колосс. : «вы умерли (5:3) … и так, умертвите земные члены ваши» (5:5). Так как мы умерли греху во Христе, то можем умерщвлять грех в своей обыденной жизни. - В смертном вашем теле. Тело есть как бы область, в которой утверждается грех. Воля, порабощенная грехом, сдает ему тело, как свою крепость, в его полное распоряжение. Тело называет Апостол смертным для того, чтобы внушить верующим, как нехорошо делают они, если, будучи призваны к участию в бессмертной жизни Христа, позволяют себе поработить похотям тело, которое должно вскоре умереть. - В похотях его, т. е. тела. Похоти тела - это стремления и пожелания тела, которые действуют на душу и через это возбуждают в ней уже страстные и беспорядочные движения греха. Самое слово похоть (по греч. epiqumia - от epi = на, против и qumoV = сердце, чувство, страсть) означает силу, с какою душа, под властью чувственного желания, устремляется на предметы, которые могут удовлетворить возбужденным в ней желаниям [Наш русский (и славянский) текст прибавляет здесь (12 ст.) слово ему, которого нет в Textus Receptus и многих до. кодексах. Частица в (en) также лишняя - нет в большинстве древних кодексов. Нужно перевести выражение конца 12-го ст. так: «Чтобы слушаться его похотей»]. - И не предавайте членов ваших… Сказавши вообще о теле, Апостол в особенности говорит о его членах. Эти члены суть орудия удовлетворения похотей тела - это разные органы тела (греч. слово opla - орудия, большею частью означает военные орудия или оружие, но здесь, кажется, оно имеет значение просто орудия, посредством которого достигается известная цель. - Неправда здесь имеет значение безнравственности вообще. - Но представьте себя Богу. Сказавши об освящении тела с отрицательной точки зрения, Апостол теперь говорит о том же с положительной. Представьте - по греч. поставлен аорист (parasthsete), указывающий на то, что христиане должны это действие совершить в один раз (без замедления) в 13 ст. в 1-й пол. поставлен тот же глагол paristimi, но в настоящ. времени - не предавайте, что указывало на продолжающееся действие). Представить Богу христиане должны не одно тело, но и всю свою личность (себя), вместе с телом и его органами. - Как оживших из мертвых, т. е. как в действительности, действительно живущих истинною жизнью в вере, тогда как ранее, можно сказать, они были мертвы, пребывая во грехах (ср. Еф 2:1), т. е. отдалены от Бога. - В орудия праведности. Под праведностью здесь, в противоположность неправды, нужно разуметь вообще нравственную добропорядочность, исполнение всех человеческих обязанностей.
Ст. 12-23 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем
Итак, мы в крещении приняли серьезное обязательство служить не греху, а Богу, служить делом и истиною. Может быть, кому-нибудь покажется, что без закона, с одной благодатью, трудно будет это служение, эта постоянная борьба со грехом? Но это только так кажется. На самом деле благодать становится для нас не менее сильным властителем, чем прежде был закон. Можно сказать, что как закон прежде отдавал нас в рабство греху, так теперь мы стали послушными рабами праведности. И это новое служение праведности оплачивается гораздо лучше, чем ваше прежнее служение греху: от нового господина мы получаем святость и вечную жизнь, тогда как прежний наш владыка платил нам за наши услуги смертью.
Толковая Библия.