Толкования на Рим. 7:16

Свт. Иоанн Златоуст

Аще ли, еже не хощу, сие творю, хвалю закон, яко добр

См. Толкование на Рим. 7:14

Свт. Кирилл Александрийский

Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр

Он снова обращает точность умозрения на природу тела и рассматривает силу природно присущих ему болезней. Ведь стремления, уводящие ко всякой, какая только может быть, страсти, и обвинения в сластолюбивой жизни своим источником имеют плоть. И именно в этом удостоверяет нас ученик Спасителя, говоря: Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? (Иак. 4, 1).

Из катен

Свт. Феофан Затворник

Аще ли, еже не хощу, сие творю, хвалю закон, яко добр

Говоря выше: творю не то, что хощу, и содеваю, что ненавижу, — хоть говорил отвлеченно, не определяя, — чего же именно хочет и что ненавидит, но по ходу речи видно, что он хочет законного, а ненавидит беззаконное. Если вставим эти термины в речь, получим: творю не законное, которое хочу, но содеваю беззаконное, которое ненавижу. Но если так, то очевидно, что я хвалю закон, яко добр, — и в убеждении ума, и в чувстве сердца одобряю закон, — держу, что закон благ для меня, на благо мне дан и к благу меня приведет, если буду следовать ему. И в падшем грешнике страх Божий цел, цела и совесть, указывающая достодолжное. Оттого нравственно-религиозные положения — истинные — имеются у всех народов. У приявших же откровение, или писанный закон, они и полнее, и определеннее. Так все хвалят закон, яко добр, и желают законного действования; но, когда приходится действовать самым делом, восстает душевно-телесное самоугодие, сбивает их с пути, и они делают не то, что одобряют и что хвалят в обыкновенном состоянии. Надобно, впрочем, дополнить речь Апостола и в словах его видеть такое течение мыслей: если я говорю о себе, что делаю не то, что хочу, значит, сознаю, что не следовало мне так делать, как делаю; а если это сознаю, значит, одобряю противоположное сему действованию, то есть одобряю закон. Святой Златоуст говорит: «видишь ли между прочим, что разум не поврежден, но действительно сохраняет свойственное ему благородство? Если и предается пороку, то, предаваясь оному, ненавидит оный. А сие и служило всегда самою лучшею похвалою закона, как естественного, так и письменного. Что закон добр, рассуждает Апостол, сие видно из того, что я обвиняю сам себя; хотя и не повинуюсь закону, но ненавижу и сделанное мною».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр

Если же, чего не желаю и преследую ненавистью, это творю, то соглашаюсь с законом, который мне запрещает это, что он добр есть.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Августин

Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр

Закон защищен от любого обвинения, но нам следует остерегаться того, чтобы кто-то не подумал, будто отрицается наша свободная воля. Это не так. Человек, о котором здесь идет речь, находится под законом до прихода благодати. Грех связывает его, пока он своими силами пытается жить честно, без помощи освободительной благодати Бога. По свободной воле человек способен поверить Освободителю и принять благодать, дабы уже со свободою и помощью Того, Кто их дает, не грешить и перестать быть под законом. Но с законом или в законе исполнившись этой благодати Бога, он исполнит, любя Бога, то, чего не мог исполнить в страхе (см. 2 Тим. 1:7).

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блаж. Феодорит Кирский

Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр

Ту ненависть, которую я испытываю к греху, я приобрел от закона. Поэтому я соглашаюсь с законом и признаю, что он хорош.

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр

Что закон добр, говорит, видно из того, что я по природе знаю, что должно делать, и что разум у меня не поврежден, хотя я и предаюсь пороку.

Толкования на послание к Римлянам.

Констанций

Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр

Если я захочу последовать тому, что предписывает закон, вопреки желанию плоти, то по плоти что ненавижу, то делаю, а по желанию духа соглашаюсь с духовным и благим законом Божиим.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр

Апостол сознает, что его действия не согласны с его внутренними склонностями. Хотя он поступает против закона Божия, тем не менее он не может не сознавать, что закон собственно достоин всякого уважения (добр - по греч. kaloV - собственно: прекрасен).

См. также Толкование на Рим. 7:14