Толкования на Рим. 8:27

Свт. Иоанн Златоуст

Испытаяй же сердца, весть, что есть мудрование Духа, яко по Богу приповедует (ходатайствует) о святых

См. Толкование на Рим. 8:25

Свт. Кесарий Арелатский

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией

Так, молчаливо вдохновляемый Святым Духом, в присутствии Бога слышится возглас святых,

Проповеди.

Свт. Феофан Затворник

Испытаяй же сердца, весть, что есть мудрование Духа, яко по Богу приповедует (ходатайствует) о святых

Повторим и еще сказанное. Дух за нас молится; а Бог ведает сие мудрование Духа, яко испытующий сердца. Следовательно, сие мудрование или сия молитва идет к Богу не помимо человека, а сначала отражается в сердце его и чрез него восходит к Богу. И еще: сия молитва, Духом вложенная, быв принята и чувствуема сердцем, может быть не объята мыслию и не выражена, как следует, языком, но это не мешает ее действенности: ибо Бог видит, что на сердце у молящегося сим образом и какая мысль у Духа, вложившего молитву.

Яко по Богу приповедует о святых. — Приповедует — то же, что ходатайствует. О святых, — то есть о верующих, которые и веру хранят, и живут по вере, благодатию Святого Духа. Но что значит: по Богу? Сообразно с планами и намерениями Божиими, как относительно всей Церкви, так и относительно всякого верующего. Сии планы и намерения Дух Божий, яко Бог, ведает: ибо у Него с Богом Отцом едино ведение. Ведая сие, Дух Святой сообразно с сим и молится о нас, или слагает для нас молитвы и влагает их в сердце наше. И Бог наперед их ведает, по единству ведения в Боге Триипостасном.

Амвросиаст пишет: «Богу известна молитва всех духов, потому что от Него ничего нет сокрытого; тем паче ведома ему молитва Духа Святого, Который одного с Ним естества, и когда ходатайствует о нас, то говорит не чрез сотрясение воздуха и не как Ангелы или другие твари, но как свойственно Его Божеству. Так молится Он Богу в нас и просит того одного, о чем знает, что оно угодно Богу и нам полезно».

«Может быть, весть означает здесь не голое ведение, а вместе и благоволительное внимание, как в 1-м псалме: весть Господь путь праведных (Пс. 1, 6). Поелику такая молитва по Богу есть и совершенно согласна с намерениями Божиими; то она благоволительно внемлется и приемлется и привлекает скорое исполнение. Наша собственная молитва не всегда попадат на след Божий; от того молимся, но не якоже подобает, и не видим исполнения молитв. Молится как следует тот, кто молится не о том только, что угодно Богу вообще, но о том, что угодно Богу в сей раз, в сих обстоятельствах. Поелику мы не можем сказать, что знаем сие определенно, то лучшая для нас молитва есть: буди воля Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя!

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией

Испытующий же сердца ведает, какое намерение (есть у) духа; потому что по воле Божества ходатайствует за святых: те, говорит, кои говорили языками, молились духом, - и Сам Дух знал и то, что на языках они знали и Сам говорил (1 Кор. 14 гл.).

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Феодорит Кирский

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией

Духом Павел здесь называет не ипостась Духа, но благодать, данную верующим. Ибо, побуждаемые ею, мы, возгораясь, приходим в сокрушение, усерднее молимся и молчаливыми стенаниями умоляем Спасителя Бога. А это божественный апостол написал из того, что сам испытал. Ибо и он просил избавления от искушений, и не раз, и не два, но трижды, и не получил просимого (см. 2 Кор. 12:8). Он услышал в ответ: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9). Но когда Павел узнал об этом, он радостно принял то, об избавлении от чего молился, и сказал: И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор. 12:9).

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией

Человек тот, говорит, стоит, и молится не потому, будто Богу неизвестны наши нужды. Испытующий сердца знает, какая мысль у Духа, то есть у духовного человека; Он просит вместо верующих, находящихся в церкви, ибо они - святые, именно угодного Богу. А это бывает для того, чтобы мы научились просить по воле Божией, то есть угодного Богу. Итак, если о нас ходатайствует Дух, то не печалься, оскорбляемый.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией

Павел показывает, что Бог взвешивает в молитве не столько наши слова, сколько сердце и разум.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией

Очевидно, что Богу, для Которого ничто не умолчано и не скрыто, известна молитва любого духа (см. Иов. 37:16; Деян. 15:18; 1 Ин. 3:20; 3 Езд. 16:62). Сколь же более должен Бог знать то, что говорит Дух Святой, имеющий ту же сущность?

Комментарий на Послание к Римлянам.

Констанций

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией

В Священном Писании Духом обычно называются дары Духа. Так что и в этом месте Святым Духом называются дары Духа, которые различно даются людям и распределяются среди них, в соответствии со словами апостола в Послании к Коринфянам: Дары различны, но Дух один и тот же (1 Кор. 12:4).

Комментарий на Послание к Римлянам.

Филоксен Маббугский

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией

Я вижу, что все добродетели, которые без благодати мертвы, в нас присутствуют от действия Духа: ведь и чистая молитва, которая является основой всех добродетелей, возбуждается в наших душах от действия Духа, и плач о свершенных грехах сначала Он таинственно пробуждает в нас.

О вселении Святого Духа.

Лопухин А.П.

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией

Апостол здесь указывает, почему Дух ходатайствует за нас в молитве без слов. - Испытующий сердца. Бог здесь так назван потому, что Дух Св. пребывает в сердце человека возрожденного (5:5) и хотя Его ходатайство ничем не обнаруживается вовне, Бог, пред которым открыты все сердца людей, знает об этом ходатайстве. - Какая мысль у Духа, т. е. что выражается в Его воздыхании, к чему Он устремлен. - Потому что… Апостол только что сказал, что Бог знает о ходатайстве Духа. Этим он дал понять, что Господь и признает, принимает Его ходатайство. Почему же? Потому, что Дух в Своих ходатайствах не идет против планов Божественного домостроительства, а напротив, совершенно согласен с ними. Он ходатайствует по воле Божьей (kata Qeon), т. е., как того хочет Бог. Кроме того, Он ходатайствует за христиан, как за святых, т. е. как за людей достойных, которые уготовали сердца свои к тому, чтобы они служили храмом Св. Духа.

См. также Толкование на Рим. 8:19