Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет
Яко весть Господь путь праведных. Сказано: весть, вместо: чтит, как и Моисею говорит Бог: вем тя паче всех (Исх. 33,12), вместо предпочитаю тебя, и обрел ты благодать у Меня.
Толкование на псалмы.
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет
Послушаем, чем заключил святую песнь свою Давид. «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Чему здесь учимся у святого песнопевца? Ответ. 1) Жизнь всякого человека в этом мире есть путь, и поэтому каждый человек, пока в мире живет, — путник. На этот путь человек вступает при рождении и оканчивает его со смертью. 2) Под словом: «путь» здесь подразумевается всякое начинание — замыслы, слова, и дела, и труды, то есть все, в чем кто упражняется и трудится. 3) Путь этот двоякий: путь праведных и путь нечестивых. Как солнце чувственное создал Господь ради всех людей, чтобы могли видеть и всякие дела свои делать: «изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера» (Пс.105:23), — так и светильник закона Своего подал Тот же Создатель, чтобы каждый, смотря на него, управлял жизнью своей, то есть замыслами, начинаниями, словами и делами, как поет к Богу Псалмопевец: «Светильник ногам моим закон твой, и свет путям моим» (Пс.118:105). Те люди, которые веруют во Христа, и по слову Божию, и по примеру Христову управляют жизнью своей, — праведные, благочестивые и святые, а те, которые уклоняются от этого святого светильника и по своим прихотям живут, — нечестивые, хотя и имя Христово исповедуют. Те своим путем, а эти своим идут, но к различному концу. 4) Путь праведных знает Господь и хвалит, ибо, по воле Его святой управляемый, он к благополучному концу, к вечному блаженству ведет. «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «Познал Господь Своих» (2 Тим 2:19). И еще: «Знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин 10:14). Знает Он и путь нечестивых, но не хвалит его, как противный воле Его, «ибо Богу не угодно беззаконие» (см. Пс.5:5); и поэтому путь нечестивых «погибнет», то есть к вечной погибели их приведет. Как слепой, идя по земле и не видя перед собой рва, падает в него, и так путь его оканчивается, и сам он погибает, так и нечестивые, не имея просвещенных очей сердечных и сами не зная, куда идут, падают в ров вечной погибели, и так путь их (то есть все их дела и помышления) и сами они погибают. Тогда они очувствуются и будут каяться, но поздно: «Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная», и прочее (Прем 5:6-9). Об этих двух путях и Господь говорит в Евангелии: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Путь праведных узок и тесен, так как они не по своей воле, но по воле Божией живут. Путь же нечестивых — пространный и широкий, так как они, отвергнув волю Божию, делают, что хотят. Но как одни после временной тесноты переселяются в вечный простор, так другие после временного простора переходят в вечную тесноту, как говорит Соломон. 5) Третьего пути не видим, как и в будущем веке два только видим места в Писании: блаженство и муку вечную. Поэтому, каждый живущий на земле или идет путем праведных, и к блаженству вечному придет, или идет путем нечестивых, и к вечной погибели идет. Рассуждай об этом, и внимай светильнику слова Божия, и познаешь, какой путь спасительный и какой погибельный, и осторожно будешь поступать в мире. «Господи, наставь меня на путь Твой» (Пс.85:11), — Ему же и себя и тебя, читатель, поручаю. Спасайся.
Размышления и замечания из текстов. Размышление 2.
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет
В последнем стихе указывается причина и источник такого состояния и участи праведных и грешных,— в том, что путь праведных ведает,— заведывает, блюдет Бог, путь же нечестивых — их замыслы и труды — погибнет, ведет в пагубу. Очевидно — противоположение двух частей сего стиха не строго; потому справедливо видят здесь — умолчание и в той и другой части допускают дополнительные мысли. Бог весть путь праведных, потому они не погибнут; путь же нечестивых погибнет, потому что его не весть Бог,— такие обороты обычны и в притчах. Очевидно, в словах: весть Господь — разумеется не всеведение Божие, которое равно обнимает все,— и нечестивых, но заведывание, попечение, благоволение, любовь, кои благоспеяние придают праведнику — и отсутствие коих или вместо их присутствие противоположного — Божия неблаговоления, гнева, оставления — оскудение всякое производит в грешных. (Так у Ин. 8,43 (почто беседы Моея не разумеете,— не принимаете, не благоволите). Так Исх. 1,8 (новый царь не знаше Иосифа,— знать не хотел, презрел его дело). В Притч. 12,10 (праведник знает, милует души скотов своих). Так 2 Тим. 2,19 (весть Господь сущия Своя,— печется о них), Мф. 7,23 (николиже знах вас… отъидите) …Бог заведывает, промышляет, любит путь праведных; оттого им успех во всем, и участь их блаженна.
И путь нечестивых погибнет
Их замыслы, планы, предприятия и дела Бог не весть, не признает Своими, не благоволит, яко Бог не хотяй беззакония (Пс. 5,5). Почему путь их погибнет,— будет иметь несчастный конец, исчезнет как дым (см.: Пс. 36,20), растает как воск (см.: Пс. 67,3; ср.: Пс. 128,6—7; Пс. 9,19; Иов. 8,13; 20,7; Притч. 10,28; 11,4).
4) Предметы для размышления
На 1-й стих:
1) Блаженства все ищут, достигают же его только те, кои идут к нему прямым путем, указуемым в слове Божием. Из таких кто ошибется?
2) связи свои с людьми надо устроять осмотрительно, чтобы иначе не заразиться язвами пороков и не погибнуть;
3) советоваться необходимо (см.: Притч. 2,11; 11,14; 12,15). Но надо добыть советователя честного и мудрого;
4) привычка и в худе, и в добре приближается к естественным движениям жизни. И кончается худом или добром;
5) пал в грех,— не валяйся в нем и не стой, чтоб не окреп он в тебе и не стал неодолимым;
6) остерегайся шутить, острить и тем паче издеваться над чем, чтоб предметов важных не обращать в шутку, священного не унижать и запрещенное не поставить в ряд безразличного.
На 2-й стих:
1) После Бога ничего для нас не должно быть важнее слова Его. Его изучать должно всем верующим, а не единым иереям;
2) трудись над ним, и в труде сем первое: заботься постигнуть истинный смысл читаемого и подумываемого,— постигнув смысл, восприими его сердцем; восприявши сердцем,— введи в порядок жизни твоей, правила его, веры ли то касается или жизни, и, сделав это, затем исполняй положенное в свое время;
3) много желаний у человека: направлять их как должно никто не сможет без руководства слова Божия;
4) не довольно прочитывать только нечто из слова Божия во свой час,— но надо поучаться в нем день и ночь, чтобы преспевать по его руководству непрестанно (см.: 1 Тим. 6,11);
5) и часть ночи надо посвящать богоугождению (см.: Ис. 26,9);
6) надобно остерегаться, чтоб не связать себя самовольной службой (см.: Кол. 2,23),— о коей не можешь иметь уверение, угодна ли она Богу.
На 3-й стих:
1) Естество наше оскудевательно и — одно — малоплодно. Но когда исполнится из Божественных источников, тогда бывает многодеятельно и многоплодно;
2) если не принесешь плодов покаяния,— посечен будешь как бесплодное древо (см.: Мф. 3,6, 10; 7,19; Иер. 15,6; Гал. 5,22; Ин. 15,6);
3) всякое дело надо делать в свое ему время (см.: Еккл. 3,1 и далее);
4) благопоспешность есть плод искреннего благочестия (см.: Апок. 14,13; Притч. 4,8). Тщетно ожидать ее от одной мудрости человеческой или от опытности своей и от того, что есть чем извернуться при богатстве и есть к кому обратиться при покровителях… Случайно и тут бывает успех, но непрочный.
На 4-й стих:
1) Счастье нечестивых призрачно, исчезновенно (см.: Пс. 36,2, 35-36);
2) как нравами, так и участию благочестивые обычно очень различны от нечестивых;
3) как ни ограждают себя нечестивые от всяких несчастий, но приходит час,— и беда нападает — непредвиденна, неумолима, всеразрушительна — и сдувает их, как прах с земли живых.
На 5-й стих:
1) Итак, есть суд,— и всем предстоит явиться на него (см.: Еккл. 12,14; Деян. 17,31; 2 Кор. 5,10);
2) как ни сильны бывают в мире силы нечестивых, но суда Божия отклонить не возмогут;
3) бесконечно велико расстояние и различие обителей святых и мест осуждения грешников (см.: Мф. 25,32 и прочее).
На 6-й стих:
1) Бог всеведущ, Отечески промыслителен и паче призирающ на добрых (см.: Пс. 127; 2 Тим. 2,19). Нечестивых же Он не примет в Свое облаженствование (см.: Мф. 7,23);
2) всегда надо внимательно разбирать пути и шаги свои направлять, чтобы не споткнуться и не уклониться на распутия (см.: Мф. 7,13; Еф. 5,12-13);
3) надобно молить Бога, чтобы не попустил блуждать стопам нашим (см.: Пс. 16,5);
4) широк путь нечестивых,— но ведет в пагубу (см.: Мф.7,13).
Толкование на некоторые псалмы.
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет
См. Толкование на Пс. 1:4
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет
«Яко весть Господ путь праведных, и путь нечестивых погибнет», то есть праведный судия и до суда все знает, и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. А потому, воздавая каждому по достоинству, одних удостоит прославления и венцев, а других пошлет на вечное мучение.
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет
Яко весть Господь путь праведных
Показывает, что никто не скроется от Бога. Ибо и пути праведных Он знает, как сказано: весть Господь пути непорочных (Пс. 36, 18), и опять: позна Господь сущия своя (2Тим. 2, 19). Так как Он и сам сказал: Аз есмь путь, то необходимо, чтобы Он знал и тех, которые ходят по нему или по заповедям Его. По отношении же к злым, как недостойным знания Его, Он притворяется неведущим, поэтому и согрешившего Адама спрашивал: где еси? Так же поступал и по отношению к Каину и ко многим другим (Быт. 3,9; 4,9).
И путь нечестивых погибнет
Добродетели праведных остаются, как богатство их и венец. А дело и лукавство нечестивых, которые он теперь назвал путем, исчезают и делаются бессильными. С этим сходно и апостольское слово: а его же дело сгорит отщетится (1Кор. 3, 15).
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
Дает причину, чего ради нечестивые не восприимут на суде славы праведных. Понеже-де путь праведных благоугоден есть Богу, а посему есть путь правый, вводящий в живот вечный; путь же нечестивых, яко путь возвращенный, неблагоугоден Ему. Ибо глагол, весть, берется здесь за ведение благоволительное в разсуждении праведных, а неблаговолительное в разсуждении нечестивых. Откуду извещаемся о истинном блаженстве шествующих по первому, и о несчастном состоянии шествующих по второму: ходящии бо путем сим не достигают вожделенныя оныя цели. Итак, слово путь в сем месте означает не тот вещественный путь, по которому ходим, но самое хождение. Чрез хождение же разумеется течение всея жизни, угодное или противное Богу.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет
См. Толкование на Пс. 1:4
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет
См. Толкование на Пс.1:4
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет
Это значит, что Всеведущему и Праведному Судии все известно. Он и до суда все знает и не имеет потому нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. Под путем обыкновенно разумеется не дорога, по которой ходим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма: путь нечестивых погибнет означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они погибнут.
Итак, блаженны все те, которые ищут Господа Бога всем сердцем своим (Пс. 118:2; 33:11), которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем день и ночь (Пс. 11:1; 1:2), которые слушают Слово Божие и поступают по нему (Иак. 1:22–25; Лк. 11:28). Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:34). Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час!.. Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).
Объяснение священной книги псалмов.