Толкования на Рим. 12:8

Свт. Иоанн Златоуст

Аще утешаяй, во утешении: подавали, в простоте: предстояй, со тщанием: милуяй, с добрым изволением

В подаянии Павел ищет простоты (см. 2 Кор. 9:7-9), и в милости - веселия, и в защите - старания. Ведь он хочет, чтобы мы помогали нуждающимся не только деньгами, но и словами, и делами, и телом, и всем остальным.

Гомилии на Послание к Римлянам.

См. Толкование на Рим. 12:7

Свт. Феофан Затворник

Аще утешаяй, во утешении: подаваяй, в простоте: предстояй, со тщанием: милуяй, с добрым изволением

Если ты утешаяй — получил дар утешения, то пребывай в утешении других. Утешение, παράκλησις, — двоякое может иметь значение, — или утешение в скорби, умиротворение и успокоение смущенного сердца, или убеждение к доброй жизни, упорядочение нравственной стороны. То и другое может исправлять один и тот же дар по однородности дела и одинаковости требуемого к исправлению его настроения. Почему и здесь то и другое можно разуметь, как и делают наши толковники. Блаженный Феодорит под «утешением разумеет убеждение к добродетели»; а блаженный Феофилакт — успокоение скорбящего сердца, говоря: «и утешение есть особый вид учения. Ибо учением называется вообще рассуждение о всяком предмете, а утешением собственно то, когда кто успокоивает словом души, возмущенные скорбию или гневом. Итак, утешающий, говорит, пусть пребывает в утешении, делая свое дело, и не превозносится пред другим».

В Апостольские времена были в Церкви особые чины Пророков и учителей, кроме Апостолов, и особые чины служащих по церкви. Но был ли особый чин утешающих и на путь правый наставляющих? Верно, был, когда о даре к тому особо говорит Апостол. Их делом могло быть смотрение за нравственностию и уговаривание неисправных исправиться, прежде чем возьмется за сие власть церковная. — Не след ли сего чина есть ό ευταξίας — смотрящий за благочинием в церкви?

Подаваяй, в простоте. Если ты подаваяй — получил дарование экономства и приставлен к раздаванию потребного нуждающимся от лица Церкви; то подавай в простоте, то есть не подозревая того, кто предъявляет свои нужды, в лукавстве, а в простоте сердца веря его слову, что точно он нуждается так, как говорит, — или в простоте сердца подавай ему, не скупясь, не жалея, сердцем широким. В первенствующей Церкви общества христианские содержали своих бедных, и для того каждый по силе жертвовал в общую церковную экономию от имения своего, что кто мог и чем усердствовал. Для раздаяния пособий избирались особые способные к тому лица. В Иерусалимской Церкви Апостолы избрали на то семь диаконов. Так, надо полагать, делалось и во всех Церквах. Потом, когда диаконы отошли на прислуживание при совершении таинств, для раздаяния потребного нуждающимся избирались особые экономы, на попечении которых были все бедные, вдовы, сироты, больные и все всякого рода нуждающиеся. Что умение вести такого рода дела есть особое дарование, это всякий знает по всегдашним опытам. Об этом даровании и говорит здесь Апостол, но не как о естественной способности, а как о благодатном даре, давая разуметь, что такого рода дарование проявлялось тогда в лицах, которые естественно не выказывали к тому особого предрасположения. Но если и предполагать в ином подобное предрасположение, все надо полагать, что благодать Божия, пришедши, вызывала, возвышала и направляла его.

Полагать, что здесь Апостол разумеет особый дар — распоряжаться церковным имением — заставляет то, что сей: подаваяй — стоит у него между: учай — и: утешаяй, — с одной стороны, и: предстояй, — с другой, — то есть в ряду чинов, ведущих благообразные порядки по церкви. Наши толковники говорят при сем более о том, с какими расположениями должно подавать нуждающимся, — так, однако ж, что все сказанное ими может относиться не к общей только добродетели подавания милостыни, но и к особым экономам церковным. Вот слова их: святого Златоуста: «не довольно еще того, чтобы подать, но надо подать нескудно; ибо сие разумеется везде под словом: простота»; блаженного Феодорита: «подаваяй, в простоте, — не славу себе от других уловляя, но удовлетворяя потребности нуждающегося и не рассуждая, достаточно ли будет или недостаточно для себя, но полагаясь на Бога и щедро делая подаяние»; блаженного Феофилакта: «сказав об учении и утешении, то есть о том, что относится к попечению о душах, теперь говорит о телесном, как занимающем второе место. Простотою называет щедрость; следовательно, учит раздавать со щедростию. Ибо никакая добродетель не бывает добродетелию, если совершается ненадлежащим образом. Так и девы хотя имели елей, но имели его недостаточно, почему и отвержены (см.: Мф. 25, 1 — 12)». Все сии наставления могут идти к раздаятелям как своего, так и церковного имущества.

Предстояй, со тщанием. Если ты предстоятель, веди дело предстоятельства со тщанием. Апостолы, где ни насаждали веру, везде поставляли священников или и епископов с рукоположением, чтоб они управляли образовавшимся христианским обществом, или Церковию, во всем касающемся веры и спасения. Были назначаемы предстоятели и для каждого собрания верующих. Храмов пока не было; собирались в домах. Если общество верующих было велико, то собирались не в одном доме. Для каждого такого собрания был особый предстоятель с полною властию предстоятельства. Это было зачало многих приходов в одном месте жительства — городе, местечке или большом селе. Всякому такому предстоятелю, и большому, и малому, заповедует Апостол предстоять со тщанием. Куда весть и направлять и как действовать, было известно. Не ленись только, и все будет идти добре. Это то же, что внушал святой Павел и святому Тимофею: не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества (1 Тим. 4, 14). «Не довольно быть начальником, но надобно начальствовать с рачением и усердием» (святой Златоуст). «Тому, кто получил попечительное о братиях настоятельство, надлежит вместе с властию восприять и тщательную о них заботу, чтоб начальствуемые им преуспевали и ему иметь в них плод и для себя самого» (Амвросиаст).

Милуяй, с добрым изволением. — С добрым изволением, εν ίλαρότητι, — что выразить вполне следует так: с радостным сердцем и веселым лицом, — радушно. Но кто сей милуяй? Поелику он стоит в ряду лиц строящих и держащих порядки в христианском обществе, то и под ним пригожее разуметь какой-либо чин. Может быть, это пекущийся о больных. Он вместе с подаваяй и утешаяй залечивали все раны верующего общества, кто пособием, кто словом, кто попечением о здоровье. И тем надо быть радушными, но паче их ходящему за больными.

Но может быть, Апостол перечисление чинов церковных и особых дарований для них кончил предыдущим: предстояй, со тщанием, — а с сего слова начинает предписывать общие всем христианам добродетели, поставляя на первом месте радушную милостивость к нуждающимся. Наши толковники разумеют здесь общую добродетель милосердия. Святой Златоуст говорит о сей добродетели пространно: «мало оказывать милосердие, но надобно делать сие нескудно и без скорби; или, лучше сказать, не только без скорби, но еще с веселым и радостным духом. Ибо не одно и то же не быть печальным и радоваться. То же самое с великим тщанием доказывал Павел и в Послании к Коринфянам. Ибо, побуждая их к щедрости, говорил: сеяй скудостию, скудостию пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (ср.: 2 Кор. 9, 6) и, научая, с каким расположением должно оказывать щедрость, присовокупил: не от скудости, ни от нужды (ср.: 2 Кор. 9, 7). В оказывающем милосердие должно быть то и другое, и щедрость, и веселое расположение. Для чего плачешь, подавая милостыню? Зачем тужишь, оказывая милосердие, и чрез то лишаешься плода заслуг своих? Ежели тужишь, то нет в тебе милосердия; напротив, ты жесток и бесчеловечен. Ежели сам тужишь, то как можешь ободрить того, кто в горе? Нелегко сделать, чтоб в нем не родилось худого подозрения, когда подаешь ему и с радостию; потому что человеку кажется всего унизительнее принимать что-нибудь от другого. Ежели ты особенною веселостию своего расположения не отвратишь подозрения и не покажешь, что сам одолжаешься больше, нежели одолжаешь; то, скорее, уронишь, чем восстановишь приемлющего. Посему Апостол говорит: милуяй, с добрым изволением. Кто с печальным лицом получает царскую власть? Кто остается с потупленными взорами, получив прощение грехов? Смотри не на трату денег, но на плоды сей траты. Ежели сеятель радуется, хотя и наудачу сеет; тем более должен радоваться делатель неба. Если и малое дашь с радостию, дашь много. Равным образом, если ты и много подал, но с прискорбием; то из многого сделал мало. Так две лепты вдовицы (см.: Мк. 12, 41 — 44) превзошли многие таланты, потому что ее расположение было не скудно. Скажешь: как может подавать с радушием, кто сам живет в крайней бедности, у кого истощено все? Спроси вдовицу, у нее научишься, как это можно, и узнаешь, что не от бедности происходит душевное беспокойство, но что собственная воля производит как сие, так и все противное. Можно и в бедности быть великодушным, и при богатстве малодушествовать. Посему Апостол требует при подаянии простоты, при милосердии радушия, при начальствовании рачения. Он желает, чтобы мы помогали нуждающимся не только деньгами, но и словами, делами, телесным трудом и всем прочим. И, сперва упомянув о главном роде вспоможения, — учением, советами, — которые тем нужнее, что служат пищею душе, потом уже переходит к вспоможению деньгами и всем прочим».

Указав, как должны действовать лица, заправляющие делами христианского общества, пишет теперь Апостол: Любы нелицемерна: ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому (Рим. 12:9).

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием

См. Толкование на Рим. 12:6

Блаж. Феофилакт Болгарский

увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием

Увещатель ли, увещевай.

И увещание есть вид учения. Ибо учением называется вообще рассуждение о всяком предмете, а увещанием собственно то, когда кто успокаивает словом души, возмущенные скорбью или гневом. Итак, увещатель, говорит, пусть пребывает в увещании, делая свое дело, и не превозносится перед другим.

Раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием.

Сказав об учении и увещании, то есть о том, что относится к попечению о душах, теперь говорит о телесном, как занимающем второе место. Простотой называет щедрость; следовательно, учит раздавать с щедростью. Ибо никакая добродетель не бывает добродетелью, если совершается ненадлежащим образом. Так и девы, хотя имели елей, но имели его недостаточно, почему и отвержены. И начальник должен проходить служение свое тщательно и неленостно. Начальствовать же значит вспомоществовать тому, кто требует помощи, словом и делом. Так как сказал о раздаянии имущества, а имуществом изобилуют не все, то присовокупляет: будь предстоятелем другим образом, и помогай нуждающимся, только со тщанием.

Благотворитель ли, благотвори с радушием

Выше сказал, что должно раздавать в простоте или с щедростью. Но многие дают хотя много, однако принужденно и со скорбью, поэтому учит, что щедрость должна быть без скорби, даже с удовольствием и радостью. Ты должен радоваться, что за малую цену получаешь небо; пойми же, какое различие между раздающим и благотворящим. Раздает тот, кто подает подаяние из полученного от другого, а благотворит тот, кто подает из своего достояния.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием

Увещание есть разновидность учения и того слова, которым сокрушенные души просвещаются в божественном Писании посредством благоразумно приспособленного и сведенного воедино собрания речей. Ибо случается, что душу, отчаявшуюся из-за избытка терзаний, нелегко утешить и ободрить словами, пусть даже кроткими и мягкими. Если же обратиться к такому человеку с речью, исполненной благодати Божией, тогда она проникнет ему в сердце, доставит утешение и пробудит надежду, изгоняя отчаяние, согласно сказанному через пророка Господом: «Священники, говорите к сердцу Иерусалима» (Ис. 40:2).

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием

Увещатель обретает помощь таким же образом, как сказано выше, и приготавливается помощью Духа принять благодать для увещания. Ведь он побуждает братьев к добру, а неверующих - к вере.

Раздавай в простоте. Это Павел говорит тому, кто с доброй душой раздает помощь, а Дух заботится о том, чтобы он не перестал помогать в простоте… Тот же, кто заботится о братьях своих, обретает заботливость и авторитет сообразно вере своей - дабы полезен был в том, в чем привычен, и имел плоды в тех, над кем начальствует. Так же и тот, кто по намерению своему творит дела милости, кто с радушием благотворит, а не как мучающийся принуждением укрепляется Богом.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием

Увещатель ли, увещевай. Имеешь ли ты дар действовать на сердца других, убеждать их к сознанию своих грехов, располагать к раскаянию, к обращению от пороков на путь добродетели, от раболепства мирской суете к служению Богу, к попечению о своем спасении: убеждай, увещевай, пробуждай от сна греховного к бодрствованию или к постоянной деятельности на пути спасения; увещевай, чтобы удалялись грехов, а, падая по немощи, спешили опять обращаться на прямой путь истины и добродетели; увещевай, чтобы всегда, по примеру Апостола, забывая заднее, простирались вперед, стремились к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3:13, 14), искали высших даров духовных, утверждались и совершенствовались в любви к Богу и ближним.

Раздаватель ли, раздавай в простоте. Имеет ли кто дар раздавать милостыню; вверено ли кому это служение от других (как бывало оно на обязанности диаконского служения в первенствующей Церкви) или из своего имения оказывает помощь ближним: делай это в простоте сердца, то есть ради Бога и из любви к ближним, не обращая внимания на лица бедных, не ища суетных видов, наприм., людской славы, расположения к себе других; или, раздавая милостыню, оказывай помощь радушно, с веселым лицом, без всяких упреков просящим, без всякого вида, будто чрез это одолжаешь ближнего, а напротив, показывай искренно, что ты одолжаешься ближним, от тебя принимающим, как это есть по истине, ибо за поданную милостыню ради Господа ты получишь великую награду от Господа в последний день, когда Господь скажет: взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя, странен бых, и введосте Мене; наг – и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бых, и приидосте ко Мне (Мф. 25:35,36).

Начальник, начальствуй с усердием. В Церкви Христовой предстоятели или начальники были, после Апостолов, епископы и пресвитеры. Они должны заботиться о благе общества верующих; они должны помышлять и предусматривать, что необходимо для спасения подначальных; они должны предусматривать и предотвращать то, что может вредить обществу; они должны заботиться обо всем, что служит и ко внешнему благоустройству общества. Если слова Апостола относить к начальнику вообще; то и каждый начальник, какие бы обязанности ни лежали на нем, должен усердно стараться соответствовать своему призванию, чтобы достойно носить звание начальника и не подвергнуться строгому осуждению за нерадение о своих обязанностях, подобно неверному рабу, о котором говорит Господь в Евангелии (Мф. 24:48, 51).

Благотворитель ли кто, благотвори с радушием. Заботится ли кто о больных, или имеет попечение о несчастных: какое бы благотворение ни оказывал больному, скорбящему, и теснимому несчастием, должен делать это с искренним расположением, с веселым лицом, с ласковыми или приятными словами. Во всяком даянии весело имей лице твое, учит Премудрый (Сирах. 35:8). Златоустый говорит: «Человеку кажется всего унизительнее принимать что-нибудь от другого. Если ты особенною веселостью своего расположения не отвратишь подозрения и не покажешь, что сам одолжаешься больше, нежели одолжаешь; то скорее уронишь, чем восстановишь приемлющего. Посему Апостол говорит: милуяй с добрым изволением. Кто с печальным лицом получает царскую власть? Кто остается с потупленными взорами, получив прощение грехов? Смотри не на трату денег, а на выгоды сей траты. Если сеятель радуется, хотя и наудачу сеет; тем более должен радоваться делатель неба. Если и малое дашь с радостью – дашь много. Равным образом, если и много додал, но с прискорбием, то из многого сделал мало. Так, две лепты вдовицы превзошли многие таланты, потому что ее расположение было нескудно».

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием

См. Толкование на Рим. 12:6