Ст. 7-8 аще ли служение, в служении: аще учяй, во учении: аще утешаяй, во утешении: подаваяй, в простоте: предстояй, со тщанием: милуяй, с добрым изволением
Аще ли служение, в служении (ст. 7). Здесь служение взято в общем смысле: и апостольство называется служением, и всякое доброе духовное дело - служение. Конечно, это наименование употребляется и для означения частной деятельности, но здесь сказано вообще. Аще не учай, во учении. Заметь, как (апостол) не наблюдает строгого порядка, но малое ставит на первом месте, а великое после, научая опять тому же самому, т.е. не гордиться и не превозноситься. Аще утешаяй, во утешении (ст. 8). И это - вид учения, так как сказано: аще есть в вас слово утешения к людем, глаголите (Деян. XIII, 15). Потом, показывая, что не велика польза держаться добродетели без надлежащего соблюдения закона, присовокупляет: подаваяй, в простоте. Не достаточно того, чтобы подать, но должно делать это и с щедростью; так и всегда это разумеется под словом - простота, ведь и девы (юродивые) имели елей, но не имели его в избытке, почему и лишены были всего. Начальствуяй, со тщанием. Не довольно быть начальником, но надобно начальствовать с усердием и готовностью. Милуяй, с добрым изволением. Недостаточно благотворить, но должно и это делать нескудно и без скорби, или лучше сказать, не только без скорби, но еще с веселым и радостным духом, потому что не одно и то же не быть печальным, и радоваться. То же самое с большим тщанием доказывал Павел и в Послании к коринфянам; побуждая их к щедрости, он говорил: сеяй скудостию, скудостию и пожнет, а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2 Кор. IX, 6), и, научая, с каким расположением должно это делать, он присовокупил: не от скорби, ни от нужды (ст. 7). В совершающем благотворение должно быть то и другое - и щедрость, и веселое расположение. Зачем ты плачешь, подавая милостыню? Зачем скорбишь, оказывая милосердие, и тем лишаешься плода заслуг своих? Если ты скорбишь, то нет в тебе милосердия, но ты жесток и бесчеловечен. Ведь если ты сам скорбишь, то как можешь ободрить того, кто в горе? Приятно то, чтобы он не подозревал ничего дурного, а также и то, когда подаешь ему с радостью, потому что для людей ничто не представляется столько унизительным, как принимать что-нибудь от других, если только ты особенной веселостью не отвратишь подозрения и не покажешь, что сам получаешь больше, нежели даешь, что скорее роняешь, чем восстановляешь принимающего. Потому (апостол) и говорит: милуяй, с добрым изволением.
Гомилии на Послание к Римлянам.
Аще ли служение, в служении: аще учай, во учении
Если получил дар служения, пребывай в служении. Служение, διακονία, — разумеется собственно исправление чего-либо по церкви: смотрение за входящими в храм и за порядком в нем, прислуживание при совершении таинств и все прочее есть διακονία. Этим обнимается не диаконский только, но и весь священноцерковно-служебный чин. Святой Златоуст говорит: «служение взято здесь в общем понятии; ибо и Апостольство называется служением, и всякое доброе духовное дело есть служение. Хотя сие же наименование употребляется для означения частной должности; впрочем, здесь говорится вообще». То же пишет и блаженный Феофилакт: «есть служение и дарование особенное в чине церковном, каково служение «седми диаконов». Но здесь под именем служения разумей вообще всякое духовное дело. Каковое, говорит, получил ты служение, в исправлении того пребывай (это слово должно приложить здесь), не ищи чего-либо большего и не превозносись пред другим, а будь доволен тем, что получил».
Аще учай, во учении. Если ты учай — учитель, получил дар учительства; то пребывай в учении, об нем думай, им занят будь, его исправлять, как должно, всячески старайся и ревнуй. — «Под учением разумеется истолкование Божественных догматов» (блаженный Феодорит) — о Пресвятой Троице, о творении и промышлении, о блаженном состоянии в раю и падении, о воплощении Бога и нашем в Нем спасении, о благодати Святого Духа и надеждах христианских. Что это есть особое дарование, видим доселе: ибо иной очень ясно преподает догматы, но утешить, но распутать нравственную запутанность и вывесть на путь не умеет. От пророчества этот дар отличается тем, что дух пророческий находил внезапно и понуждал к слову, не ограничиваясь лицами и не стесняясь ни временем, ни местом; а дар учения действовал постоянно и давал учащему свободу избирать предметы и порядок учения, наблюдать время и готовить поучения. Святой Златоуст говорит при сем: «заметь, что Апостол не наблюдает строгого порядка, но малое (служение) ставит впереди, а большое (учение) после, научая тому же, чему научил прежде, то есть не надмеваться и не превозноситься».
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении
См. Толкование на Рим. 12:6
имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении
«Диаконией» Павел назвал служение проповеди, а учительством - обучение божественным догматам.
Толкования на послания святого Павла.
имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении
Имеешь ли служение, пребывай в служении
Есть служение и дарование особенное в чине церковном, каково служение семи диаконов. Но здесь под именем служение разумей вообще всякое духовное дело. Какое, говорит, получил ты служение, в исправлении того пребывай (это слово должно приложить здесь), не ищи чего-либо большего, и не превозносись пред другим, а будь доволен тем, что получил.
Учитель ли, - в учении
Если принять служение в общем смысле, то далее перечисляются виды его. Если же разуметь служение особенное (диаконское), то заметь, как сперва упомянул о низшем, а потом положил высшее, то есть учение, не наблюдая порядка, и тем самым поучая нас не гордиться и не превозноситься тем, что кажется нам высшим.
Толкования на послание к Римлянам.
имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении
После этого следует: Учитель ли - в учении. Все это мы можем привести к указанному выше правилу, а именно: «Не искать большего, нежели должно искать». Например: кто служит - не искать большего, чем нужно для служения; кто учит - не искать большего, чем нужно для учения; и кто увещевает - не искать большего, чем нужно для увещания. Ибо многие, приняв на себя служение или учение, ищут большего, чем надлежит, и, преисполнившись высокомерия либо погрязнув в наслаждениях, погибают.
Комментарии на Послание к Римлянам.
имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении
Для несения служения братиям служитель укрепляется настолько, насколько вера его отмеряет объем служения. Иначе он станет трудиться сверх веры и истощится служением к разрушению… Подобным же образом Павел говорит, что учитель в учении получает такую помощь, что вдохновляется передать небесное учение настолько, насколько в нем есть вера научить.
Комментарий на Послание к Римлянам.
имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении
Вверено ли тебе служение, или получил ли ты дар служить или оказывать помощь другим при отправлении известных обязанностей в Церкви: пребывай в служении, или исполняй в точности обязанности твоего служения, и не домогайся выступать за пределы вверенного тебе дела. Под служением можно здесь разуметь должность диакона (διάϰονον), об установлении которого говорится в книге Деяний Апостольских (гл. 6); а можно – и другие низшие послушания или обязанности, необходимые в Церкви. Давая такое правило, Апостол показывает, что каждый, какой бы ни был вверен ему дар, должен заботливо хранить его и исполнять возлагаемые сим даром обязанности; ибо верность этому долгу составляет истинное его достоинство на своем месте. Пред Богом никакое служение не низко; и всякое служение, верно проходимое во славу Божью, угодно Богу, и человека приготовляет к последнему его назначению, т.е. к вечной блаженной жизни.
Учитель ли, в учении. Кто получил дар учительства, тот пребывай в учении, или учи других. Дар учительства апостол Павел в другом послании ясно отличает от прочих благодатных даров, когда говорит: овых убо положи Бог в церкви первее Апостолов, второе пророков, третие учителей (1 Кор. 12:28). Дар учительства поставляется после пророчества; разумеются учители не Апостолы и не пророки, т.е. не имеющие дара предсказывать, но способные, по дару благодати, преподавать учение об истинах веры, или о спасительных евангельских догматах. Имеющему сей дар Апостол заповедует пользоваться им ко благу других, преподавать другим учение веры, объяснять не понимаемое ими, напоминать забываемое, не скучать служением слову, но постоянно пребывать в нем и ревностно заниматься им как главным своим делом, по призванию благодати, во славу Божью и на пользу ближних.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении
См. Толкование на Рим. 12:6