Толкования на Тит. 3:9

Свт. Иоанн Златоуст

Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны

Глупых же состязаний, то есть споров с еретиками, он велит избегать, чтобы не трудиться напрасно, когда нет никакой пользы, потому что конец их ничтожен. Когда кто-нибудь развратился до такой степени, что ни за что не решается переменить своего мнения, то для чего тебе трудиться напрасно, рассыпая семя на камни, тогда как можно употребить этот прекрасный труд для своих, беседуя с ними о милосердии и других добродетелях?

Гомилии на Послание к Титу.

Свт. Амвросий Медиоланский

Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны

Блажен и тот раб, который может сказать: Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах (1 Кор 3:2). Ибо он знал, кого и каким образом пасти. Кто же из наших может так поступать? Кто же из наших может действительно сказать: Я стал для немощных немощным, чтобы приобрести немощных (1 Кор 9:22)? И, однако, только тот избран Христом, кто исцеляет немощных, заботится о болящих, еретика от порученного ему стада после первого вразумления отвергает, чтобы парша одной заблудшей овцы, подобно змеиному укусу, не осквернила целое стадо. Поэтому Павел повелевает избегать глупых вопросов и состязаний.

Пять книг о вере.

Свт. Феофан Затворник

Буиих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай: суть бо неполезны и суетны

Тому учи, а следующего устраняйся. Чего же? Буиих стязаний, ζητησεις, — изысканий, пытаний, вопросов, что то, что это, — почему одно так, а другое этак, — что в другом месте названо совопросничеством. Не всякое изыскание и пытание укорно. И Спаситель внушал испытывать Писания, потому что в них указывается путь к вечному животу. Так пытать Писание, чтоб открыть и уяснить сей путь, похвально. Но можно то же Писание испытывать непохвально, когда пытаю не прямое содержание написанного, а что-либо окольное; почему, например, здесь такая буква стоит, а там такая, или какая тайна откроется, если сопоставить буквы так и так. Такое изыскание питает пустую пытливость, никакой пищи не доставляя ни вере, ни добронравию (см.: блаженный Иероним). У иудеев много было подобных пытаний, и между ними много было лиц, которые кичились тем и других старались занимать. Таких и подобных изысканий избегать повелевает Апостол, которые более представляют утонченности, чем доставляют назидания; почему и называются буиими, неразумными, бестолковыми. Амвросиаст пишет: «буиими стязаниями Апостол называет те, которые нисколько не содействуют спасению и никакого не дают опытного ведения к устроению жизни добродетельной». Блаженный Феодорит перифразирует сии слова так: «старайся избегать бесполезных собеседований; потому что не приносят никакой пользы ни собеседующим, ни слушающим».

Родословий. Указывается один из предметов буиих стязаний. Если относить это к язычникам, то у них были смешные родословия их богов; а если к иудеям, то у них было в обычае выставлять на вид свое происхождение от великих праотцев и вести свои родословные линии. Экумений пишет: «говоря о родословиях, Апостол имеет в виду или еллинов, которые исчисляют родословия своих богов, говоря: такой-то родил такого-то; или иудеев, которые, не отличаясь добродетелями, прикрываются именами своих родоначальников и по причине их высокая о себе мудрствуют. Авраам, Исаак и Иаков наши, говорят они, праотцы. Буиими и эти родословия называет Апостол, как бесполезные. Ибо какая польза грешащему иметь праотцем Авраама? Скорее в этом осуждение, что, происходя от таких лиц, они оказались непотребными». Святой Златоуст говорит, что Апостол имеет здесь в виду только иудеев: «Апостол намекает здесь на иудеев, которые, превозносясь праотцем своим, Авраамом, о самих себе нерадели. Посему он и называет такие родословия неполезными и суетными. Действительно безумно надеяться на вещи бесполезные».

Рвений и сваров законных. Там указывалось на мирные изыскания, только пустые, а тут - не на пустые только, но и на немирные — задорные споры, похожие на войну, с ретивым рвением устоять на своем. Предмет споров — закон. Нравственный закон охотно принимали и язычники; к христианам же перешли все ветхозаветные Писания и с историею народа Божия. И тут не о чем было спорить. Споры шли об обрядовой стороне закона и еще более о многих прибавлениях к нему, навязанных иудеям их позднейшими учителями в видах точнейшего исполнения того или другого предписания законного. Христиане не порицали того, что предписывалось в законе, но почитали то ненужным уже в новой благодати почему отказывались от исполнения того. Иудеи же, защищая свое, в жаркие вступали споры. Отсюда рвения и свары; а пользы от того никакой. Апостол и предписывает устраняться сего. Περιιστασο, — минуй, не обращай на то внимания. У тебя есть предметы важные; а этими пустяками не занимайся и всех пасомых учи пропускать все сие и подобное мимо ушей.

Суть бо неполезны и суетны. «Ибо никак не должно, оставляя дела необходимые, иждивать время на суесловия и бесплодные споры. Какая польза словопретися там, где нет надежды, чтоб кто-либо пленен был во Христа» (блаженный Феофилакт). Апостол исходит из того убеждения, что как таинства веры и правила жизни христианской несомненно истинны и непреложны; то все другое ложь и пустяки, которыми верующим не следует заниматься. Что не созидает веры и добронравия, то бесполезно и от того надлежит удаляться. Блаженный Феофилакт спрашивает: «но как же выше он заповедал заграждать уста противящимся?» — и отвечает: «это когда видно, что они причиняют другим вред; говорить же таким, надеясь принесть им самим пользу, не берись: ничего не успеешь, потому что они неисправимы».

Может быть, слова Апостола пригоже разделить так, чтоб стязания и родословия относить к языческим мудрованиям о своих богах, а рвения и свары к иудейским спорам о достоинстве их закона. Верующие критяне были и из язычников, и из иудеев. И те и другие, можно предположить, не совсем отказались еще от своих воззрений и навыков. Почему поднимали вопросы то о том, то о другом, - изыскивали, заводили беседы, спорили – и большею частию не пользы ища, а лишь чтоб посуесловить. К этому, может быть, нередко присоединялись и неверующие, как иудеи, так и язычники. Шли шумные разговоры и стязания а толку никакого. Апостол и предписал пресечь это. Учи, говорит, тому, что созидает в вере и утверждает в доброй жизни; а от пустословия и сам удаляйся, и верующих обязывай к тому же.

Толкование на послание к Титу.

Прп. Ефрем Сирин

Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны

Состязаний же, глупости, и родословий, то есть гнилого и гнусного многословия Евреев, - и споров, и ненависти, и распрей книжников языческих избегай: ибо они безполезны для той и другой стороны, и суетны изречения, лишенные истины.

Послание к Титу.

Прп. Икумений Триккский

Буиих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай: суть бо неполезны и суетны

См. Толкование на Тит. 3:8

Блж. Феофилакт Болгарский

Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе, удаляйся, ибо они бесполезны и суетны

Говорит о глупых состязаниях, в которые вовлекают верующих иудеи. О родословиях, которые они составляют для себя, производя свои родословия от патриархов и гордясь ими. Удаляйся вместо: избегай. Ибо никак не должно, оставляя необходимые дела, тратить время на суесловие и бесплодные споры. Какая польза спорить там, где нет надежды, чтобы кто-либо пленен был во Христа. Но как же выше он заповедал заграждать уста противящимся? Когда они причиняют другим вред, тогда им должно заграждать уста. Ради же их пользы - совсем не берись говорить им: ничего не успеешь, потому что они неисправимы.

Толкование на послание к Титу.

Евфимий Зигабен

Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе, удаляйся, ибо они бесполезны и суетны

Буих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай

Что значит «отступай»? Значит: отвращайся, избегай, удаляясь от них и занимая в отношении к ним противное место, как это было сказано уже во 2-м послании к Тимофею (2:16). Глупыми состязаниями называет те, которыя не ведут ни к чему полезному, а делаются только на показ и из тщеславия. Родословиями называет родословия эллинския: ибо эллины занимались родословиями богов и знаменитых людей своих, ведущих род свой от богов. Или же – родословия иудейския; потому что иудеи, сами не совершив ничего добраго, обыкновенно прикрывались именами предков своих: Давида, Авраама и патриархов и, благодаря им, думали о себе высоко. Под «рвениями» разумеет мудрования эллинских мудрецов. Под «сварами законными» разумеет препирательства с законниками иудейскими. От всего этого Апостол удаляет Тита не потому, чтобы он был не в силах опровергать их, но в виду происходящих от этого зол: гордости, ненависти, клеветы, наветов.

Суть бо неполезны и суетны

Ибо они безсмысленны, причиняют много вреда, пользы же не приносят никакой.

Толкование на послание к Титу.

Лопухин А.П.

Ст. 9-11 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Если при этом еретики (т. е. люди, уклонившиеся на путь заблуждения, выбирающее из христианского учения только то, что им нравится и даже искажающие христианское учение и увлекающие за собою других) будут мешать ему, вызывать его на состязание, то Тит должен удаляться от них, предварительно раз и два обратившись к ним с увещанием. Раз они этого увещания не слушают - значит, они люди окончательно развращенные, на исправление которых нет никакой надежды.

Толковая Библия.