Толкования на 3 Цар. 6:16

Беда Достопочтенный

И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго-святых

Восточную часть храма он называет задней; вход располагался на восток, а внутренний давир, то есть Святое Святых, на западе. Когда же он говорит, что дощатые перекрытия, отделявшие внутренний дом от внешнего, поднимались от пола вверх, то это не значит, что они достигали потолка, который находился на высоте тридцати локтей, как уже было сказано, но поднимались лишь на высоту двадцати локтей, что можно ясно прочитать в последующем тексте. Остальное пространство над перекрытием до потолка оставалось открытым и пустым на высоту в десять локтей, и длиной в десять локтей по всей ширине дома, так что, конечно же, через это пространство обыкновенно восходил дым сжигаемых жертв с алтаря приношения, окутывая ковчег Господень. За таким разделением дома Господня стоит очевидный образ таинства, которое, благодаря разъяснению апостола, становится яснее дневного света: первая скиния, в которую всегда входят священники совершать Богослужение (Евр 9:6) есть существующая Церковь, где мы, устремлённые к делам благочестия, изо дня в день приносим в жертву хвалу Господу; другая же скиния, построенная в задней стороне храма есть обетованная жизнь небесная, которой предшествует наша нынешняя жизнь в изгнании, но которая превратится там в вечный праздник блаженных - ангелов и людей - в присутствии Самого верховного Царя. Потому заслуженно и говорится тому рабу: Войди в радость господина твоего (Мф 25:21), но позже по времени, ибо только после трудов этого мира мы [можем] войти [в неё].

О храме.

Лопухин А.П.

И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго-святых

Святое Святых от передней части храма или Святого отделялось деревянной, кедровой стеной, а не каменной, как иногда полагали на основании Иез XLI:3; не было здесь каменной стены и в Иродовом храме (в скинии Моисеевой обе части храма разделяла лишь завеса (Исх XXVI:33). Высота промежуточной стены между Святым Святых и Святым равнялась, конечно, общей высоте храма, т. е, имела 30 локтей. Давир (о значении слова см. выше, замеч. к ст. 5) - редкое название вместо обычного «кодеш кодашим», Святое Святых; кубическая вместимость последнего указана ниже, ст. 20.