Толкования на 3 Цар. 8:22

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримия из 3-ей книги Царств в день памяти обновления Иерусалимского храма Воскресения, 13 сентября, во дни памяти равноапостольных царей Константина и Елены, 23 мая, и равноапостольного князя Владимира, 15 июля, и в праздник Нерукотворенного Образа, 16 августа (8:22–23, 27–30). В сей паримии содержится часть молитвы Соломона при освящении храма.

Ст. 22-23 Ста Соломон пред лицем олтаря Господня, пред всем собором Израилевым, и рече: Господи Боже Израилев, несть, якоже Ты, Бог на небеси горе и на земли низу

Долго ли облак наполнял храм, по внесении в него священного кивота, и долго ли царило в нем безмолвие, неизвестно. Но вот облак рассеялся, и безмолвие первый прервал Соломон. Он, как мирянин, стоял вместе с народом во втором дворе храма и здесь взошел на устроенное для него возвышенное царское место, и в речи к народу торжественно исповедал пред ним присутствие Господа во мгле облака, преподал всему Израилю благословение и возблагодарил Господа за свое царствование, за господствующий во дни его мир и за совершение храма. Вслед за сим Соломон ста пред лицем олтаря Господня. Речь к народу Соломон держал, обратившись к нему лицем (2 Пар. 6:14); но собравшись произнести молитву, он обратился лицем к олтарю, или жертвеннику всесожжения, находившемуся в первом дворе, примыкавшем к зданию храма, и к самому храму, как к месту обитания Божия во Святая Святых. Эту молитву он произнес с воздетыми руками (воздвиже руце на небо) и преклонив колена (3 Цар. 8:54; 2 Пар. 6:12). Евреи молились обыкновенно стоя. Первое известие о коленопреклонении в молитве соединяется с именем Соломона. По его примеру молились, преклонив колена, священник Ездра, пророк Даниил, в Новом Завете апостолы Петр и Павел и архидиакон Стефан. Молитву свою Соломон начал так: «Господи Боже Израилев! Несть, якоже Ты, Бог на небеси горе и на земли низу». В сем исповедании величия Божия заключается та мысль, что не только нет богов, равных Богу Израилеву, но и совсем нет других богов, кроме Его Одного, хотя язычники воздают божескую честь тварям небесным и земным.

Толкование на паремии из книг Царств.

Лопухин А.П.

И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу

Начиная молитву, Соломон снова обращается к храму, воздевает руки свои к небу и преклоняет колена (ст. 54) на медном амвоне (2 Пар. 6:13). Воздевание рук для молитвы, ср. ст. 38, - древний и постоянный обычай, естественное выражение молитвенного настроения (ср. Исх. 9:29, 31; Ис. 1:15; Иов 11:13 и др.). Преклонение колен при молитве столь же естественное проявление благоговенного молитвенного чувства, встречающееся в Библии задолго до плена вавилонского (Быт. 24:26, 52; Иc. 45:23; Иов 1:20 и др. ), вопреки мнению (Бенцингера и др. ), будто обычай коленопреклоненной молитвы послепленного происхождения и будто уже поэтому молитва Соломона могла возникнуть лишь после плена.