Ст. 13-14 Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих
Возомнив себя учителем, он словно бы увещает Иова, говоря: «Даже если ты совершенно чист, так что всегда простираешь руки в молитве, когда просишь что-то у Бога, будь готов отвергнуть и то порочное, что осталось в тебе, и не дай беззаконию обитать в тебе», что имеет такой смысл: «Если окажется как-нибудь, что ты совершил беззаконие, пусть порок не остается в тебе и не обитает в твоей жизни». Он говорит это, потому что, по здравому смыслу, чистоте души должна соответствовать и нравственная добродетель. Этому подобно изречение: воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2:8). Но он ошибается, думая, что можно иметь чистое сердце и неправедные дела. Ему можно возразить, <…> что творящий милостыню, чтобы видели ее люди, тем самым обнаруживает свое оскверненное сердце.
Комментарии на Книгу Иова.
Ст. 13-14 Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих
Времена здесь изменились, и смысл таков: «Если ты повинуешься Мне, очисть свое сердце и простри к Господу руки в молитве, и не греши более и не поступай беззаконно, и тогда будет с тобой все так и так, как сказано далее». И видимо, Софар увещает Иова, но при этом и укоряет его, как будто он терпит наказание за грех.
Комментарии на Книгу Иова.
Ст. 13-20 Если ты управишь сердце твое и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро. И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты огражден, и можешь спать безопасно. Будешь лежать, и не будет устрашающего, и многие будут заискивать у тебя. глаза беззаконных истают, и убежище пропадет у них, и надежда их исчезнет
Определения Божии премудры и неотвратимы; следовательно, им нужно подчиняться, а не противиться. Смирение вознаграждается, гордость наказывается. Когда Иов прекратит ропот, «управит сердце свое», - даст ему истинное направление (ст. 13, ср.: 1 Цар. 7:3; 2 Пар. 20:33; Пс. 77:8), что выразится в молитве и удалении от всего дурного (ст. 14, ср.: Иов. 8:5-6), то Бог наградит его. Он исцелится от болезней, лицо его сделается чистым, освободится от струпьев (ст. 15); не испытывая страха лишиться, он будет пользоваться устойчивым непрекращающимся счастьем, счастьем настолько полным и захватывающим его существо, что воспоминания о пережитых страданиях не оставят в его душе чувства горечи (ст. 16). Не омрачаемая ни опасением за будущее (ст. 15), ни печальными воспоминаниями о прошлом, жизнь Иова будет яснее полдня, - самого светлого в течение дня времени (ст. 17). Даже в случае опасности он, уверенный в божественной помощи и защите, может наслаждаться покоем, не боясь бедствия; оно его не коснется (ст. 18-19; ср.: Иов. 5:21-24; Лев. 26:6; Соф. 3:13). Наконец, благоволение Божие к Иову сделает его предметом уважения для многих: они будут заискивать, добиваться его расположения (ст. 19; ср.: Притч. 19:6).
Толковая Библия.