Толкования на Аг. 1:14

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 14-15 И воздвиже Господь дух Зоровавеля Салафиилева от колена Иудова, и дух Иисуса Иоседекова иерея великого, и дух прочиих всех людий: и внидоша, и творяху дела во храме Господа Вседержителя Бога своего, в двадесять четвертый день месяца шестого, во второе лето, при Дарии цари

Устрашились Израильтяне пред лицем Божиим. Впрочем заметь опять, что обратились они к решимости делать угодное Богу не прежде, как и Он стал пребывать с ними и «воздвиже дух» их. Таким образом и отсюда мы должны узнать, что если бы кто и решился направить свою волю к совершению добра и если бы он имел даже величайшую ревность к этому, однако ж он ни в чем не будет иметь никакого успеха, как скоро не присутствует с ним Бог и не возбуждает его к дерзновению, не поощряет к терпению и не удаляет из него косность к добродетели. Посему и Павел о тех, коим вверена божественная проповедь, говорит, что «паче всех их потрудихся, и присовокупил наипремудро: не аз же, один, но благодать Божия яже со мною» (1 Кор. 15:10). Так и Сам Спаситель говорит святым апостолам: «без мене не можети творити ничегоже» (Ин. 15:5), ибо Он есть наше побуждение, рвение ко всему благому, Он – крепость (наша) и когда пребывает с нами, мы можем хвалиться тем, что устрояем себя «в храм святый» «в жилище Божие» в духе (Еф. 2:21-22). А когда Он уходит и удаляется, как может усомниться кто в том, что мы впадем в бездеятельность, побеждаемые леностью и слабодушием, и отвергнем труд от себя как бесполезный?

Впрочем обрати внимание на то, что некогда подпадшие гневу ради большего непослушания потом устремляются к дому Господню и трудятся в нем, в присутствии с ними Зоровавеля и Иисуса, священника великого. Это событие может служить также прообразом долженствующего быть в последние времена века призвания Израиля. Так как они не послушались вначале, то и остались бесплодными, без росы, хлеба, вина и масла. Подпали также и мечу. Но когда устрашатся наконец пред лицем (Бога) и с благоговением примут слова святых пророков, тогда будут иметь пребывающим с ними Бога всяческих и воздвигнется дух их, будут они трудиться для храма Господня, то есть Церкви. Все это во Христе выражается (осуществляется), как и в Зоровавеле и Иисусе: Он есть царь, как Бог, – а также и первосвященник как человек, и посредник между Богом и людьми, ибо священник посредствует (ходатайствует).

Счел необходимым присоединить также: «в двадцать четвертый день месяца шестого», ясно указывая этим на быструю изменчивость настроения Израильтян. Слово Господне было к ним в месяце шестом, в первый день месяца (Аг. 1:1), а пришли они на труды при храме в двадцать четвертый день месяца шестого, так что на время отсрочки (работ по восстановлению храма) и раздумывания получается число в двадцать три дня.

Толкование на пророка Аггея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 14–15 И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали про­изводить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария

Вместо вождя Иуды Семьдесят перевели: от колена Иуды, а вместо: работу – работы; остальное согласно [в обоих текстах]. Но всюду, где мы употребляем: Господь воинств они переводят различно, или: Господа всемогущего, или: Господа Саваоф, или: Господа сил. Итак возбуждается дух Зоровавеля и дух Иуды, так что царская и священническая власть устрояют дом Господа; возбуждается также и дух народа, раньше этого дремавши в нём; это не тело и не душа, но, как мы сказали, дух, который лучше умеет устроить храм Господу. И вошли, ибо до того времени они были вне, сделали работы, которые были достойны внутренних частей дома Божия, [и сделали] в тот же год царя Дария, который уже указан был прежде, и в тот месяц, о котором сказано выше, но не в тот же день. Ибо там указан один [т. е. первый] день месяца, а здесь двадцать четвертый, так что в промежутке между первым днём, когда Господь говорит пророку, и двадцать четвертым днём, когда они вошли и сделали дело в доме Господнем, протекло двадцать два дня, [т е. столько] сколько букв у евреев. Им было необходимо научиться основным началам речи Божией, которые воспрепятствовали бы им говорить: Еще не наступило время строить дом Господень, которые не позволили бы им жить в домах сводчатых и погружаться в глубину, как я сказал раньше. Затем они призываются к тому, чтобы обратить сердца свои на пути свои и воспомянуть о всех бедствиях, которые претерпели вследствие нерадения, и восходить на гору, рубить деревья и устроять дом Господа, чтобы не подвергнуться тому, что они претерпели прежде. В конце этих двадцати двух дней убоялся народ от лица Господа, и вошли в двадцать четвертый день месяца, в месяц шестой, во второй год царя Дария и сделали работу в доме Господа воинств Бога своего. А чтобы устроен был дом духовный для священного служения, для принесения духовных жертв, угодных Богу, нам повелевается быть такими, чтобы в вас возбуждался Дух Святый, чтобы мы входили в дом Господа и делали дела Господни. В самом деле, Зоровавель из рода Давидова и Иисус Первосвященник вечный уже восставлен в силе по Духу святости от воскресения мертвых, чтобы Самому предстоятельствовать в деле [нашем]. Мы же будем трудиться с Его помощью и под Его руководством. Однако этих дел мы не можем делать, прежде чем не убоимся от лица Божия, не станем веровать, не войдём в храм Божий и не совершим достойное дома Божия дело. А так как мы живём в мире сем и время созидания нашего протекает под управлением царя Дария, когда совершается служение воспроизведению рода и союзам плотским; то во время числа шесть, – числа дней творения мира, – и во второй год, – который разделил единство (ибо материя, в которой происходит создание и возрастание мира любит число два) мы входим в дом Господа и, собрав оба народа, устрояем храм Божий; в самом деле, число двадцать четыре состоит из двенадцати, взятых два раза, [что видно и в воссоздании храма Христова], ибо первоначальная церковь Христова, которая была разрушена, воссоздана как из обрезанных, так и необрезанных. Но мы можем сказать и то, что так как священное число восемь, признаваемое образом истинного обрезания, взятое три раза составляет двадцать четыре, то мы образно научаемся тому, чтобы созидать дом Божий во обрезании плоти и в отсечении пороков, и веровать, что истинная чистота бывает только во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Наконец, другой [толкователь] видел здесь четыре, повторенное шесть раз, причем четыре он относит к элементам мира, из которых мы состоим, а шесть – к времени сотворения мира, в которое приводятся в движение эти элементы. Он говорит, что пребывая еще в материи, заключаясь в грубом теле и служа плотским рождениям, мы, правда, устраяем храм, входим в дом Божий и как бы от тяжкого сна пробуждаем дух свой, но делаем это только в двадцать четвертый день.

Толкование на пророка Аггея.

Лопухин А.П.

И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего

См. Толкование на Аг. 1:12