Толкования на Ам. 2:8

Свт. Кирилл Александрийский

И ризы своя связующе ужами, завесы творяху держащияся требища, и вино от оболганий пияху в дому Бога своего

Господь наш Иисус Христос, научая, что божественные храмы должны быть созидаемы не для иного чего, как для славословия в них Бога всяческих и для совершения подобающего Ему поклонения, некогда упрекал Иудейских торгашей, вводивших в храм животных, говоря: «написано: храм мой храм молитвы наречется» (Мф.21:13); намекал же он на Священное Писание, как вспомнили ученики: потому что было написано: «ревность дому Твоего снеде мя» (Пс.68:10). И Павел упрекал некоторых, приобретших дерзкую привычку совершать подобные же дела: «еда бо», говорит, «домов не имате, во еже ясти и пити? или о церкви Божией не радите?» (1Кор.11:22). Итак, всегда оказывается вредным – зданиями, посвященными Богу, дерзко злоупотреблять, как бы обыкновенными и принадлежащими каждому частному лицу домами (ибо где же тогда можно будет совершить подобающее Богу поклонение, если пред очами Его будем служить плотским наслаждениям?), – и в тех местах, в которых мы должны были бы являться блистающими по причине святости, там весело устремляться к противозаконному. Поступающих таким образом не оставляет без обличения – и весьма справедливо: ибо они, говорит, не снимали покровов с жертвенника, но, укрываясь под ним, дерзали упиваться и совершать дела сладострастия, дабы они услышали и Бога ясно говорящего: «аз есмь послух, глаголет Господь» (Иер.29:23). А от какого из постыдных дел может удержаться человек пьяный и лишившийся ума и на какое из зол не удобопреклонен он? Ибо Бог всяческих видит и то, что совершается во тьме, по написанному (Пс.138) и для Него нет ничего сокровенного.

Несомненно, что бывающее особенно в церквах совершается нами как бы в присутствии и при непосредственном наблюдении самого Бога. И если быть совершенно пьяным есть дело самое постыдное и по закону достойное крайнего осуждения: то явиться в таком виде в самой церкви не есть ли дело, по своей непристойности превышающее всякое слово? А еще хуже того, если собирают для чувственных наслаждений добытое путем неправедно и лукаво пролитой крови. Поступающие таким образом услышат Бога, ясно говорящего: разве вертеп разбойников дом Мой? (Мф.21:13). Итак преступления других послужат к великой пользе нашей, и чем другие оскорбили Бога, то может сделать, нас лучшими, если только мы будем отвращаться от проступков тех людей. Ведь люди благоразумные по всей справедливости должны быть и более безопасными, если только пожелают проводить жизнь согласно с законом и не захотят соревновать лукавым.

Но если это говорится к Иуде, или к двум коленам, живущим во Иерусалиме; то справедлив смысл только что высказанного нами соображения. Если же упомянутый грех принадлежал Израилю: то скажу, что не в доме Бога истинного и не для божественного жертвенника делались шатры из занавесей, или совершалось пьянство, но в доме их Бога, будет ли то Ваал, или другой какой либо из сделанных изобретательностью человеческой в виде идола. Но и в таком случае, разве не будет вменено в вину Израилю то, что он в доме идолов и быть может у самого жертвенника Ваала упивался вином и устроил палатки – потому что они уважали это и храмы предполагаемых богов своих превращали в места для пьянства и всяких чувственных наслаждений; между тем как следовало стремиться к чистому и непорочному служению Богу и входить в истинно святой дом и относится к жертвеннику с благоговением. Но они и к столь священным и достойным почтения предметам, старались относиться с пренебрежением, а к самому постыдному – с почтением и над самыми своими богами дерзали издеваться, всегда попирая божественное достоинство и нагло унижая подобающую единому истинному Богу славу, когда и лжеименным богам воздавая ее, не придавали никакого значения.

Толкование на пророка Амоса.

Свт. Кирилл Иерусалимский

На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих

Второе колено рода человеческого составляли Каин и Авель, и Каин был первый человекоубийца. После по причине умножившейся злобы людей потоп наводнил землю; на содомлян за беззакония огонь ниспал с неба . С течением времени Бог избрал себе Израиль, но и этот развратился, и род избранный получил язву. Ибо Моисей на горе стоял пред Богом, а народ вместо Бога поклонялся тельцу. Тогда как законодатель Моисей сказал: не прелюбодействуй (Исх 20:14), - человек, взойдя в блудилище, дерзнул любодействовать. После Моисея посылаемы были пророки для врачевания Израиля, но врачи эти плакали, будучи не в состоянии прекратить болезни, так что некоторые из них говорили: Горе мне! Ибо погиб благочестивый с земли и праведного между людьми не стало (LXX; Мих 7:2). И в другом месте: все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс 13:3). Также: убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились (Ос 4:2). И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам (Пс 105:37). Гадали, чародействовали, предвещали. И еще: на одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике (Ам 2:8).

Огласительные слова.

Прп. Ефрем Сирин

И ризы своя связующе ужами, располагались на них со всех сторон требища; делали себе ложа для непотребства. И вино старое пияху с блудницами в дому богов своих.

Прп. Исидор Пелусиот

и ризы своя связующе ужами, и завесы творяху держащыяся требища, и вино от оболганий пияху в дому бога своего

Смысл пророческих слов объясняется так: покрывали слезами олтарь Мой, - говорит Бог (Мал.2:13), - слезами обиженных, ограбленных, оклеветанных. Посему-то и ставит Он им сие в обличение, порицая их и объявляя, что это и послужило причиною происшедших раздоров. Ибо слезы покаяния не только не укоризненны, но и приятны Богу, как фимиам. Одежды же, связанные ужем и завешивающие собою жертвенник, означают презрительное отношение их к Божественному. Закон предписывал делать украшения в Божественном храме из чистых и дорогих веществ, они же, связывая около Святая Святых оскверненные и нечистые одежды, оскорбляли тем святилище, не только чистого не отделяя от нечистого, но даже и не делая различия между Богом и нечистым (Иез.22:26), что и открыло для них источник стольких бедствий.

Письма. Книга I.

Блж. Иероним Стридонский

На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих

См. Толкование на Ам. 2:6

Лопухин А.П.

На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих

Пророк говорит о поведении вельмож и сильных в доме богослужения. По мнению одних (LXX, блаж. Иероним), пророк под домом Бога их (beith elogeichem) разумеет дом Иеговы, а по мнению других (слав. и рус. перев. ), дом, где, отправляется незаконный культ тельцов, т. е. святилище в Вефиле или Дане (Юнгеров). С последним пониманием нужно согласиться, так как пророк употребляет выражение бога их, показывая этим, что сам он таит иного Бога. Пророк обличает в ст. 8 вельмож израильских за то, что добытым неправдою и насилием они пользовались при религиозных торжествах, именно возлежали на отнятых у бедняков одеждах и пили вино, неправильно взыскиваемое с обвиняемых. У LXX и в нашем слав. т. начало ст. 8 передано свободно: «и ризы своя связующе ужами, завесы творяху держащыяся требища». По объяснению церковных учителей, греч. текст ст. 8-го указывает на совершение разврата в израильских капищах, на то, что из одежд устроили в капищах шатры для разврата.