Толкования на Авм. 2:5

Свт. Кирилл Александрийский

Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает. Иже расшири аки ад душу свою, и сей яко смерть ненасыщен: и соберет к себе вся языки и приимет к себе вся люди

Возвестив, что предвозвещенный придет некогда, чтобы уничтожить скорби и избавить сокрушенных от всякого несчастья, наконец напоминает об опустошителе и совершившем всякий вид бесчеловечия и зверской жестокости. Этими словами указывается в историческом отношении нечистый и богопротивный Навуходоносор, в духовном же – опять сатана. Называет его презорливым, обидливым и надменным, и весьма справедливо. Сущность дела не изменяется, – относить ли смысл этих слов к самому сатане или разуметь мужа вавилонского. «Презорливым» называет его или за его самонадеянность, или за чванство, а «обидливым» и «величавым» за то, что он вследствие великой надменности и пустой спеси, так сказать, никак не хочет допустить мысли о несравненном превосходстве всемогущего Бога. Такой «ничтоже скончает», говорит; ибо у него никогда конец дел не будет соответствовать его замыслам; не всегда он будет роскошествовать, расширять власть свою и пользоваться блистательной славой. Истинно сказал Псалмопевец блаженный Давид: «видех нечестиваго превозносящася, высящася яко кедры ливанския: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его» (Пс. 36:35-36); ибо гордость непременно приводит к унижению, напротив, скромность увенчивается высшими почестями. В этом удостоверяет ученик Спасителя, написавший и сказавший: «да хвалится же брат смиренный в высоте своей: богатый же во смирении своем, зане якоже цвет травный мимо идет» (Иак. 1:9-10).

С пророком соглашается и Бог, и показывает истину его, подтверждая своими словами истину обвинений как против дьявола, так и против Навуходоносора. Пророк говорил: «скончание удою восхити и привлече его мрежею» и далее; Бог же всяческих, еще больше возвышая и точнее обозначая вины их, наконец уподобляет их аду и смерти; ибо ненасытны смерть и ад. Справедливо, что по воле вавилонянина подчинены были его власти все народы. Можно думать не без основания, что и честолюбие персидское было причиной таких бедствий; ибо мала казалась им поднебесная и не довольствовались они рабством всех племен человеческих.

Может быть подразумеваем и сам изобретатель греха, то есть сатана, старающийся подчинить себе, так сказать, всю землю, и подобно аду проглатывающий погибающих от его злобы. Так и сам он негде сказал: «и вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яица возму: и несть, иже убежит мене, или противу мне речет» (Ис. 10:14); ибо это зверь ненасытный и неукротимый, и исполненный надменности, поистине отвратительный и человеконенавистный.

Толкование на пророка Аввакума.

Прп. Марк Подвижник

Зараженный самомнением не возможет спастись: презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает, говорит Писание.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 5–8 И как вино обманывает пьющего, так будет и человек надменный, и не будет тот украшаться, который расширил душу свою, как преисподняя; он как бы смерть, и не насытится. И соберет к себе все племена и сгонит к себе все народы. Разве же не все они будут говорит о нем притчу и загадочные слова его: Горе тому, кто умножает богатство не свое. До какого времени увеличивает он против себя густую грязь? Разве не восстанут внезапно те, которые будут кусать тебя; разве не поднимутся терзающие тебя и разве не будешь ты для них предметом грабежа? Так как ты разграбил многие народы, то будут грабить тебя все те из народов, которые останутся, за кровь человека и неправду земли, города и всех обитающих в нем

Так как все это есть обетование о пришествии Христа или, – как некоторым угодно думать, – об окончании видения и исполнении помощи Божией; то имеющий веровать пришествию Его будет жив от веры своей, а тот, кто будет неверующим, будет неугоден душе Господа; а Навуходоносор, царь Вавилонский, будет обольщен гордостию своею. И как вино производит на упивающегося такое действие, что когда он поднимется, то ни ноги его, ни мысли не исполняют своих обязанностей, а быстрота мысли приходит в расстройство; так и человек надменный не будет величаться, и не доведет своего желания до исполнения, и, – как говорит Симмах, – οὐχ εὐπορήσει т. е. «будет находится в скудости» во всех отношениях. Тот, кто подобен смерти и аду, не насытится и не будет видеть конца своей жадности, даже когда подчинит под свою власть все племена и все народы. Разве все они не скажут против него обвинений (πρόβλημα), сравнивая его прошлое величие с его падением, когда он будет опьянен чашею Господнею и усыплен цельным вином? Горе тому, кто, опустошая весь мир, не насыщается грабежами, и не перестает грабить даже нагих, и при этом так свирепствует, что растерзывает их и угнетает себя тяжестию беззаконий и добычи, как бы самыми тяжкими оковами. Обрати вместе с тем внимание и на то, как тонко он назвал густою грязью накопленные богатства. Разве не внезапно восстанут Мидяне и Персы, которые при разграблении Вавилонского царства его первого поразят и потом растерзают? И не сделается ли Навуходоносор предметом их грабежа, и опустошитель всего света не будет ли предметом добычи тех остальных народов, которые были в силах ускользнуть от его руки и жестокости? А будет это ему за кровь человека, т. е. Иуды, и за неправды земли, т. е. Израиля, и города, – чем без сомнения он обозначает Иерусалим и вообще весь народ, живущий в нем.

Рассмотрим теперь и Семьдесят. Все, что́ мы сказали о Вавилоне и Навуходоносоре, может быть отнесено к этому миру и к диаволу, который по истине высокомерен и величается, и думая, что он есть что то такое, ничего не доведет, или, не доводит до конца, – ибо всякое усилие его и всякий труд его будет заключать в себе погибель. Тот, кто подобен смерти и аду, не насытится убитыми: он услаждается, обманывая все народы и собирая к себе все племена. Когда же они увидят его низверженным в бездну, и брошенным в тартар, то, вспоминая исполнение прочитанных ими в пророческих книгах притч и загадочных изречений (αὶνιγματωδῶς) и относя их к нему, они единогласно возопиют: „Горе диаволу, который умножил себе богатство не свое! Горе куропатке, собравшей то, чего она не произвела на свет!“ «Доколе?» – это слово принадлежит или тем, которые обвиняют, или тем, которые показывают день суда. «И отягощая оковы свои тяжестию беcконечною». И это слово вполне прекрасно: так как он горд и величав (гордость же обнаруживается в вытягивании шеи и поднятии головы), то цепь будет весьма тяжела, так что согнет то, что́ было возвышено. И произойдет это потому, что внезапно поднимутся те, которые будут терзать его, т. е. или ангелы, с которыми, или, которым диавол будет предан наказанию, или плененные им, которые потом принесут покаяние и которые возвратившись к знамени Христа, будут терзать его, как об этом говорится и в другом месте: Люди бывшие в мире с тобою устроили тебе козни (Иер. 38, 22); а потом следуют слова: «И будут бодрствовать те, которые замышляют тебе козни», т. е. ты будешь подвергнуть нападениям тех, которых ты прежде этого усыпил и опьянил, которые опустошают царство твое и возвращают в войско Христово тех, которые были твоими пленниками. Ибо ты сделал своею добычею народы многие и отнял одежды и украшения у народа иудейского, которые Я дал ему: а по тому все остальные народы, которые не покорили (или не покорят) выи своей под власть твою, будут грабить тебя и обнажать тебя; это потому, что ты убил весьма многие народы и пролил кровь их. Но кроме этого на главу твою обратятся и причиною ограбления твоего будут и нечестия земли, т. е. земли Иуды, и города Иерусалима, и всех жителей их, которые вопили против Творца Своего: Распни, распни Его: кровь Его на нас и на детях наших (Ин. 19, 6; Мф. 27, 25). Но эти слова могут быть истолкованы также и в отношении антихриста, который будет настолько горд и надменен, что сядет в храме Божием, представляя себя Богом; и как ад и смерть он погубит и соберет к себе столь многих, что, – если бы это было возможно, – будет обольщать даже избранников Божиих (Мк. 13, 22). А соберет он к себе все племена и подвергнет своему обольщению все народы. Но те, которые впоследствии увидят, что он убит духом уст Христовых, поймут, что было истинно прежде предсказанное о нем, и скажут слова, которые следуют за сим в тексте, понимая их в том смысле, в каком мы изъяснили их в отношении к диаволу. А слова: „И будут грабить тебя все остальные народы за кровь людей, за нечестие земли и города и всех живущих на ней“ – мы будем понимать в отношении к тем остальным народам, которые не послужили антихристу, и чрез которых будет ограблен нечестивый за нечестие, которое он распространил по всей земле, за опустошение града, т. е. Церкви и за преследование всех, которые обитали в ней. В конце мира в Церкви опустошение будет столь велико, а нечестие столь губительно, вследствие свирепствования антихриста, и вследствие умножения неправды многих, а любовь охладеет в такой степени (Мф. 24, 12), что Господь, знающий сокровенные тайны сердца и ведающие имеющее быть, сказал: Не думаешь ли ты, что Сын Человеческий во время пришествия найдет на земле веру (Лк. 18, 8)? Согласно же с словами Апостола Иоанна, который пишет: И как вы слышали, что придет антихрист, то вот теперь… много антихристов (1Ин. 2, 18), – из чего мы узнаем, что это время последнее, мы можем также под гордыми и величавыми разуметь всех еретиков и всякое извращенное учение людей, хвастающихся, будто у них есть знание, и презирающих простоту веры Церкви, т.е. тех, которые ничего не доводят до конца, а наслаждаются погибелию многих, мы можем и все содержание отрывка расположить в отношении к их учению: они по истине умножили себе богатство не свое, и собирая себе как бы густейшую грязь и приготовляя тягостнейшие цепи, которые увлекают их к погибели, они разграбляют народы многие и проливают кровь людей и совершают нечестие в церкви среди всех обитающих в ней. Остальные же народы, т. е. люди, принадлежащие к церкви, но не бывшие под действием их обольщения, внезапно восстанут, и как бы пробудятся от тяжелого сна и начнут растерзывать их, и устроят им козни, и захватят их, как добычу себе. Некоторые думают, что слова: «Горе тем, которые умножили себе богатство не свое» можно понимать в отношении в богатым, которые расширяют границы владений и собирают себе то, что́ не принадлежит человеку, считая это принадлежностию его, и чего они внезапно будут лишены. А что земное не принадлежит человеку, животному разумному, это и Господь показывает в словах: Если же в чужом вы не были верны, то кто даст вам то, что есть ваше (Лк. 16, 12)? – и весь текст отрывка эти толкователи относят к этому лицу богатого. Но я не знаю, могут ли они удержать последовательность между вопросом пророка и разрешением его.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.

Лопухин А.П.

Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена

См. Толкование на Авм. 2:4