Толкования на Авм. 3:3

Свт. Кирилл Александрийский

Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи. Покры небеса добродетель его, и хваления его исполн земля

Прочитанные слова имеют двоякий смысл, и о содержании их мы скажем по мере наших сил. «Феман» означает юг; самая же южная местность есть совершенная пустыня, в которой, говорят, находится и гора Хорив, где Моисей предстоял Богу, определяющему точные законы для жизни и деятельности израильтян. Итак, применяя одну мысль к объясняемым словам, мы говорим следующее: приидет, говорит, Бог из Фемана, из горы Фаран, или Хорив, то есть Тот, Кто древле явился отцам в самой южной пустыне на горе Хорив в виде огня (Втор. 33:2). Кто сам древле изглаголал закон, приидет и во плоти явится подобным нам в виде Пророка и Посредника, каким без сомнения был и божественный Моисей, которому сказано от Бога: «пророка возставлю им от среды братии их, якоже тебе, и вдам слово мое во уста его, и возглаголет им, якоже заповедаю ему» (Втор. 18:18). Если же кому угодно понимать означенные слова иным способом, то вот этот способ. Феманом, как я сказал, называют самую южную пустыню. Теперь: в самых южных частях Иудеи лежит, говорят, Вифлеем. Итак, Бог из Фемана приидет, то есть из Вифлеема, который находится на юге; ибо действительный и истинный Бог, Единородное Слово Отца, соделавшись подобным нам, родился от Девы в Вифлееме. Поскольку же божественное Писание обыкновенно иудейскую синагогу сравнивает со знаменитейшими из гор за то, что она представляется украшенной многочисленными и знаменитейшими мужами; то посему и теперь оно уподобляет ее горе Фаран, говоря: «из горы приосененныя чащи». Тенистою же и покрытою густой растительностью горою называет ради отцов, от которых, сказано, произошел по плоти Христос. Посему надобно внимательно выслушать блаженного Луку, ведущего порядок родословия от Иосифа к Адаму, и потом Матфея, от Давида и Авраама нисходящего опять по родам, как я сказал, к Иосифу. Итак, гора, покрытая растительностью и тенистая, есть синагога, породившая некогда многих, от которых родился Христос. А что Он из иудеев, можно ли сомневаться в этом? Ибо Он родился от Авраама и Давида, говорю, по плоти, и негде сам говорит о Себе, «яко спасение от Иудеи есть» (Ин. 4:22).

Единородное Слово Бога, когда родилось подобно нам и в образе раба, то есть человеком, сделалось очистительной жертвой чрез веру для живущих на земле. По этой-то причине Оно казалось умаленным пред самыми святыми ангелами и уступавшим им в славе, но как Бог, Оно было превыше их. И в этом удостоверит премудрый Павел, говоря: «умаленаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти славою и честию венчанна» (Евр. 2:9). Поскольку же Он был «послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя; темже», – как опять написал он, – и Бог его превознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:8-11). Посему и пророк справедливо говорит: «покры небеса добродетель его, и хваления его исполн земля»; ибо живущие во святом граде и пребывающие в вышних обитателях «вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1:14). Оно же обитает на престолах божества. И никому из тех не было сказано Богом и Отцом: «Сын мой еси Ты» (Евр. 1:5), а Его исповедует Сыном и называет возлюбленным, и имеет Его своим советником, спокланяемым и сславимым. Так и божественный Павел опять говорит о Нем: «егда же паки же вводит первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся ему вси ангели Божии» (Евр. 1:6). Итак, хотя Он и сделался очистительной жертвой, приняв чрез нас и ради нас человечество, тем не менее есть Бог и превыше всякой твари, видимой, говорю, и невидимой; ибо покрывает небеса добродетель Его и земля будет полна хваления Его. Это ясно провозгласили и святые Серафимы, предстоявшие божественному престолу Его и превозносившие Его славословием как Господа Саваофа и Бога всяческих; ибо они говорили, что небо и земля полны хваления Его (Ис. 6:3). Если же кто захочет сказать и то, что велика и необычайна добродетель Христа, так что покроет и самые небеса, если даже понимать ее в измеримом величии, то и такое объяснение будет вероятным. Так некогда и блаженный Давид сказал: «Господи, на небеси милость твоя, и истина твоя до облак» (Пс. 35:6), указывая тем на высоту благости Его и превосходство истины Его, как бы при помощи объема телесного и пространственного.

Толкование на пророка Аввакума.

Прп. Исидор Пелусиот

Бог от юга приидет, и святый из горы приосененныя чащи: покры небеса добродетель его, и хваления его исполнь земля

Что значит сказанное в песни у Пр. Аввакума: покры небеса добродетель Его?

Ум не может разуметь того, что выше ума, и слово не может выразить того, что выше слова. А то, что это действительно так, подтверждается Божиим Словом, которое говорит: слава Господня крыет слово (Прит.25:2), то есть слава Владычняя превосходнее и выше всякого слова. И не сказана: «естество Владычнее», от которого слава, но сказано слава, которая из сущности. Посему да уступит величию Божию всякое человеческое естество, да не любопытствует о сущности, но да покланяется достоинству; да уступит и весь сонм Ангелов, Архангелов и горних сил. К сему-то и относится изречение, которое пожелал ты узнать: покры небеса добродетель Его. Оно показывает, что понятие о сущности Божией выше всего ангельского множества и святых чинов.

Прп. Максим Исповедник

Покры небеса добродетель Его, то есть здесь говорится о том, что и сама праведность по человечеству Господа, [проявляемая] через плоть, своим превосходством и преизобилием покрыла и горние Силы. Ведь Он был не просто человек, но Бог, вочеловечившийся для того, чтобы через Себя и в Себе обновить естество человеков, само по себе уже состарившееся, и соделать его общником Божиего естества. При этом, разумеется, [человеческое] естество отложило всякое тление и изменение, благодаря которым оно, уподобившись скотам, имело чувство, подавляющее разум.

Вопросоответы к Фалассию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 3-4 Бог от Юга приидет и Святый – от горы Фаран. Всегда. Небеса покрыла слава Его и земля исполнена хвалениями Ему. Блеск Его как свет будет: в руках Его рога. В этом скрыта крепость Его

Акила, Симмах и Пятое издание употребили самое Еврейское слово theman (תיםן); только Феодотион истолковал значение слова theman, говоря: Еloim «придет от юга и Святый – от горы Фаран, наконец.» Из этого же мы видим, что только Семьдесят перевели:«из горы, покрытой тенью и густым лесом.» А то, что́ Семьдесят перевели словом: διάψαλμα в то время как мы словом: «всегда», Симмах перевел: «на век», Феодотион: «наконец», Пятое издание удерживает самое Еврейское слово sela (זלח). – Итак Бог придет от юга, т. е. от полуденной страны, от ясного света и от тех, которые именуются «сыны дней». Посему и в книге Песнь Песней жених возбуждает ветер северный и призывает юг, говоря: Поднимись, Север! и принесись, Юг; повей на сад мой, и потекут благоухания мои (Песн. 4, 16). Бог всегда на юге. Где, – говорит, – ты пасешь? где ты лежишь? на юге (Песн. 1, 6). И к Аврааму, когда он был под дубом, Бог пришел не иначе, как от юга (Быт. 18). Также и Иосиф, бывший прообразом Спасителя, устроил пиршество братьям своим в стране полуденной (Быт. 43). Итак познание Бога Отца для тех, которые будут этого достойны, придет в полном свете; а познание Святого, т. е. Сына Божия, придет от горы тенистой, покрытой густым лесом. Гора тенистая и покрытая густым лесом обозначает или Самого Отца, исполненного добродетелей и всякой мудрости и покрывающего все Своим величием, и простирающего крылья, и согревающего птенцов Своих, или, по крайней мере, обозначает рай и небесные седения, полные ангелов, полные добродетелей, полные плодоноснейших деревьев. О! если бы также и я удостоился, чтобы на мое призывание к изложению Писаний нисшел в ясном свете Отец, и Сын Того, о Котором написано: Будьте… святы, так как и Я свят (Лев. 20, 26), – нисшел с высоты таинственного, покрытого сенью языка, иногда только изъясняемого контекстом свидетельств Писаний, и чтобы по пришествии Отца и Сына слушатель обратился в их жилища и чтобы в этом исполнилось слово Писания: /«Я и Отец Мой придем к нему и сделаем у него обитель» (Ин. 14, 23). Но так как вместо слов: «гора тенистая и покрытая густым лесом» в Еврейском употреблено слово: «гора Фаран», а Фаран обозначает: «уста видящего, то вполне последовательно в соответствии с нашим переводом получается тот смысл, что познание Сына происходит от слов мужа просвещенного; и не от всякой его речи, а только от той, которая исполнена света, имеет много очей, так что вполне чистою и понятною доносится до ушей слушающих.

А его слова: «от горы» ты понимай в смысле возвышенных догматов. Я слышал, что один еврей об этом месте рассуждал так: „Вифлеем, в котором родился Господь и Спаситель находится на Юге; вот это и значат слова: «Господь от Юга прийдет», т. е. родится в Вифлееме и оттуда поднимется. А так как родившийся в Вифлееме дал некогда закон на горе Синай, то Он и есть Святый, который приходит от горы Фаран, потому что Фаран – место, смежное с горою Сина. А вставленное слово: «диапсалма», или: «всегда» имеет такой смысл: Рожденный в Вифлееме и давший закон на Синае, т. е. на горе Фаран, во всех благодеяниях есть «всегда» виновник и податель, как в прошедших, так и в настоящих, так и в будущих. О слове «диапсалма», что по-еврейски значат sеlа [סלה] подробнее было рассуждение в толковании на Псалтирь. Вместе с тем заметь, – касательно перевода Семидесяти, – что «диапсалма» употребляется только в Псалтири и в настоящем месте. Отсюда становится понятным, что Семьдесят совершенно правильно над молитвою Аввакума надписали; „с песнопением».

Небеса покрыла слава Его и земля исполнена хвалениями Ему. Блеск Его как свет будет: в руках Его рога. В этом скрыта крепость Его

Вместо переведенного у Семидесяти: «и положил сильную любовь крепости Своей», мы сказали: «в этом скрыта крепость Его», Акила перевел: «и положил тайник крепости Своей», Симмах: «и положил скрытую крепость свою». Один только Феодотион говорит соответственно нашему переводу: «и в этом тайник крепости Его». В самом деле, слово sam (שם) по особенностям занимаемого им места обозначает и: «положил» и: «там», в настоящем месте лучше перевести его: «там», чем «положил», так что значение и расположение речи будет таково: в руках Его рога, и там, т. е. подразумевается в рогах, скрыта крепость Его. Согласно Еврейскому тексту ясно, что в пришествии Христа все будет наполнено славою, как соответственно этому и говорится в Евангелии: Слава в вышних Богу и на земле мир людям благой воли (Лук. 2, 14), и в другом месте: Он сотворил мир на небесах и на земле кровию креста и воссел одесную величества: ибо быстро стремится речь Его. И в другом месте: Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле (Псал. 8, 2, 10) и затем в псалме восемнадцатом: «Во всю землю прошел звук их и до пределов круга земного» или: «до концов земли слова их» (Псал. 18, 5). Блеск же Его, как солнца правды, засиял ясным светом; а рога в руках Его, это суть знамения и победные трофеи креста, и в этих рогах скрыта крепость Его: Ибо когда Он был во образе Божием, то не почитал хищением для себя быть равным Богу, но умалил Себя, принимая образ раба: Он был в послушании Отцу даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2, 6–8). Итак на малое время сила Его была скрыта на кресте, именно: когда Он говорил Отцу: Прискорбна есть душа моя даже до смерти (Мф. 26, 38) и: Отче…, если возможно, то пусть пройдет от Меня чаша сия (Мф. 26, 39), а на самом кресте: Отче! В руки Твои Я передаю дух Мой (Лук. 23, 46).

Затем, – согласно тексту Семидесяти, – мы должны заметить то, что в словах: «Покрыла небеса добродетель Его», покрываемое есть меньше того, чем оно покрывается, однако в том случае, когда покрытое покрывается всецело, а не отчасти только. Итак когда сила Божия покрывает небеса, то сила Его больше небес, так как ею покрываются небеса. Мы уже не один раз читаем, что небеса это те, которые носят образ Того, который превыше небес, и которые возвещают славу Божию. А что сила Божия есть Господь Спаситель, это показывает Апостол в словах: Христос Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1, 24). Эта сила есть как бы мать всех частных или: духовных добродетелей; так, напр., добродетелью называется мудрость, крепость, справедливость, воздержание, истинность, святость, искупление: Христос же сделался для нас премудростию от Бога, праведностию, святостию и искуплением (1Кор. I, 30). Итак эти частные добродетели, в которых обнаруживается Христос, (соответственно преуспеянию тех, которые принимают Его или как премудрость, или как силу, или как праведность и проч. т. под.) содержатся в одной общей силе Божией, т. е. в Господе Спасителе. Таким же образом и под землею мы понимаем то, что те, которые изначала вследствие образа земли назывались землею, и которым было сказано: Ты земля и в землю пойдешь (Быт. 3, 19) во время пришествия Христа наполнятся хвалениями Господа. Когда же небеса будут покрыты силою Божиею (именно совершенно покрыты и одеты со всех сторон), и когда вся земля будет наполнена хвалениями Бога, тогда сияние Его будет, как свет солнца, А что Бог Спаситель есть образ Бога и сияние славы Его, об этом говорит и Апостол: Он после того, как открыл нам сияние славы Божией, возвратился к прежнему величию (Евр. 1, 3). Ибо хотя мы и знали Христа по плоти, но теперь уже не знаем Его по плоти (2Кор. 5, 16), но уже по духу, ибо без Него не было ничто, что́ было. В Нем была жизнь, и жизнь была светом людей (Ин. 1, 34). Показывая это, Спаситель более ясно говорит в Евангелии: Отче! прославь Меня славою, которую Я имел у Тебя прежде чем начал быть мир (Иоан. 17, 5), так что после восшествия на небеса сияние стало тем, чем был свет, т. е. Сын начал быть тем, чем был Отец. А следующие затем слова: «Рога в руках Его» обычны в Писании, так что всегда употребляется слово «рога» вместо царствования; ибо и слова Анны в первой книге царств: Возвысил «рог Христа Своего» (1Цар. 2, 10) обозначают величие царства Христова, и в книге пророка Даниила десять рогов обозначают десять царств (Дан. 7, 17–25). Также и теперь говорится: «Рога в руках Его, – как и в другом месте мы читаем написанное: Сердце царя в руке Божией (Притч. 21, 1), в том значении, что ум и управление сердца мужа святого, – который стремится к царству небесному и который, еще находясь на земле, господствует над телом без грехов, – не блуждает во вне, но находится под покровом Божиим. А так как и в еврейском, и в других изданиях не стоит: «Рога в руках Его», а: «в руке Его», – что́ выражено словом Jado (), то мы должны понимать под сильною и крепкою рукою Его – Сына Его, и говорить, что в этой руке положены все царства небесные и царства тех, которые стремятcя восходить к небесам; об этом говорит и Исаия: Виноградник был у Возлюбленного на отроге, в месте плодородном (Ис. 5, 1), т. е. в смысле в царстве. Я полагаю, что по этой причине ни одно животное, имеющее роги, в книге Левит ее помещено среди нечистых, и что в Псалмах это именно и обозначает единорог (Пс. 21:22, 91:11), или ῥινοχερότα, как и слова: В Тебе мы проколем рогом врагов наших (Пс. 43, 6). Слова же, – согласно переводу LХХ: «и положил любовь крепкой силы своей», даже эти слова следует понимать в отношении к Христу, именно что Бог Отец для того покрыл небеса силою Своею, и землю наполнил хвалениями, и сияние Свое сделал, как бы свет, и положил царство в руке Сына Своего, чтобы побудить людей любить Возлюбленного Своего, и любить не слабою любовию, но крепко и сильно, так, чтобы никто не мог похитить из руки Его тех, которые сильно возлюбили бы Его и привязались бы в любви к Нему. Наоборот диавол заставляет нас любить мир и вместо любви к добродетели любить пороки и тоже любить не слабою любовию, но крепко, так, чтобы о нас могло быть сказано: „И положил диавол крепкую любовь к злодеяниям своим“.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее - как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!

Грозное пришествие Бога на землю от юга. 8. Переход к следующей речи о смысле грозного Богоявления

Пророк изображает будущее явление Бога в образах и картинах, имевших место при явлении Бога во время Синайского законодательства (Исх XIX:18; Втор IV:1), каковое событие, в силу своей чрезвычайной важности для всей религиозно-национальной жизни Израиля и всего человечества, многократно воспоминается священными библейскими писателями. (Втор XXXIII:2; Суд V:2 сл. Пс LXVII:8-9). По пророческому изображению «Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» (ст. 3). Феман, евр. теман, - область или местность в Идумее (Ам I:12; Иер ХLIX:7, 20 и др. ), именно в северо-западной ее части (Иез XXV:13), но вместе с тем это слово имеет в евр. языке нарицательное значение: юг, и в таком смысле оно передано в переводе Феодотиона и в некоторых кодексах (LХХ-ти ἀπт λίβος ἣξει, код. 62, 86, 147: у Гольмеса), а также в Вульгате (ab austro). - Фаран - евр. паран, - собственное имя пустынной местности к югу от Палестины, между пустынею Сур на западе и Египетским заливом на востоке (Быт ХХI:21; Чис Х:12 и др. ); здесь, как и во Втор XXXIII:2, идет речь не о целой пустыне Фаран, а лишь о горе этого имени. В принятом тексте LXX-ти, кроме имени Фаран, стоят еще два слова, не имеющие себе соответствия в еврейском тексте, - kataskiou daseoV, во многих же кодексах греч. текста (напр. 23, 42, 49, 51, 68, 91, 97:, 158, 228, 238, 239, 240 у Гольмеса) имя Ф. вовсе опущено, так и в слав.: из горы приосененныя чащи. Блаженный Иерониим от имени одного еврея замечает к ст. 3: «Вифлеем, в котором родился Спаситель, находится на юге; вот это и значат слова: Господь от юга придет, т. е. родится в Вифлееме и оттуда поднимется. А так как родившийся в Вифлееме дал некогда закон на горе Синае, то Он и есть Святый, который приходит от горы Фаран, потому что Фаран - место, смежное с горою Сана» (с. 193). Равным образом, блаж. Феодорит говорит: «Пророк предрекает и предвозвещает вочеловечение Бога и Спасителя нашего, совершившееся в Вифлееме, который лежит к югу; или ливу, от Иерусалима. А горою приосененною называет самый Иерусалим, обиловавший древле многоразличными дарованиями, осеняемый облаком и пребывавший под кровом Бога небесного» (с. 33). - Стоящее в евр. т. в средине стиха слово села (еще ниже в ст. 9 и 13, а также употреблено 7:1 раз в псалмах), греч. διάψαλμα, - по своей этимологии и по своему значению неясно; обыкновенно его считают музыкальным термином, обозначавшим паузу в пении и под. (см. Sommer - Biblische Abhandiungen. В d. I, Erklarung des Sela, s. 1-84). - Вторая часть стиха изображает славу, величие являющегося Господа; слава и прославление Его должны наполнить всю землю (ср. Пс VIII:1-2 сл. Ис VI:3). «Ибо единородное Божие слово, вочеловечившись, разоряло мрак неведения, просветило же человеков лучами Боговедения, и всех научило, что Бог - Творец неба, земли и всего» (блаж. Феодорит, с. 33). Ст. 4 изображает внешнюю, чрезвычайно блестящую обстановку грядущего явления Бога: и всей материальной природы только яркий свет солнца может приблизить к пониманию небесную величественность Богоявления; при этом лучи солнца, подобно разодевающие явление Бога (ср. Пс СIII:2), уподобляются, - как это обычно и в арабской поэзии, - рогам (ср. Исх XXXIV:29 сл. Пс XXI). Нечего и говорить, как приличен этот образ в предложении ко Христу - Солнцу правды. Последние слова ст. 4 - вместо евр. вешам хивион уззо, Vulg ibi abscondita est fortitudo ejus, русск. синод.: и здесь тайник Его силы, - LXX имеют: καὶ ἔθετο ἀγάπησιν κραταιὰν ἰσχύος αὐτου̃, слав. : и положи любовь державну крепости своея, откуда видно, замечает блаж. Иероним, что по чтению LXX «даже и эти слова следует понимать в отношении к Христу, (именно) что Бог Отец для того покрыл небеса силою Своею, и землю наполнил хвалениями, и Сияние Свое сделал как бы свет, и положил царство в руке Сына Своего, чтобы побудить людей любить Возлюбленного Своего и любить не слабою любовию, но крепко и сильно» (блаж. Иероним, с. 196-197).

Толковая Библия.