Толкования на Авм. 3:4

Свт. Кирилл Александрийский

И сияние его яко свет будет: рози в руках его, и положи любовь державну крепости своея

Что чрез веру очистилище, то есть Христос, приидет, просвещая сущих во тьме, – об этом ясно было возвещено устами святых пророков. Так один из них говорил: «страно Завулоня и земле Нефоалимля, и прочии, населяющие приморскую страну Галилеа языков, людие ходящии во тме видеша свет велий» (Ис. 9:12). Он же: «светися Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» (Ис.60:1). И сам Бог засвидетельствовал, так говоря: «Сиона ради не умолчу, и Иерусалима ради не попущу, дондеже изыдет яко свет правда моя, и спасение мое яко светило разжжется» (Ис. 62:1); ибо правда и спасение его есть Христос, «иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1 Кор. 1:30), по Писанию. Итак, нам, как ходящим во тьме, Христос явился светильником, посредством евангельского учения освобождающим нас от того древнего мрака, который внес в наши души враг всех, и не допускал, чтобы мы взирали на действительного и истинного Бога и не видели стези благочестия и жизни. Итак, «сияние», которое показал нам Христос, «яко свет будет», то есть не едва заметный и слабый, какой без сомнения был показан чрез Моисея; ибо закон был в загадках и тенях; но как свет чистый и непричастный мраку, и проникающий в ум и сердце, сообщающий нам духовный блеск и вводящий в нас луч чистого ведения.

В богодухновенном Писании «рог» всегда берется или в смысле царства и могущества, или в смысле гордости, о чем сам блаженный Давид учит, говоря: «рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду» (Пс. 74:5-6); ибо горделиво говорящие суетное, по написанному (Пс. 148:8), неправду говорят на Бога, извращая правильность учения о Нем, или другим каким-либо образом дерзко поступая против Него. Но рог есть знак могущества, когда говорится о Боге и Отце, открывшем нам Сына. «Воздвиже рог спасения нам» (Лк. 1:69). И опять: «рог его вознесется во славе» (Пс. 111:9); ибо все славно, что чудесно совершено силою Христовой. Итак, Единородный пришел в подобном нам виде, и что касается плоти и человечества, то Он имел вид свойственной нам слабости, но, как Бог, Он имел в руках все роги, то есть все царства, против всякого могущества противных сил. Когда говорим: «в руках», то этим выражаем: «во власти». Поэтому в молитвах к Богу мы научились говорить: «в руку Твоею жребии мои» (Пс. 30:16). А что Христу подчинена всякая сила дьявольская и так называемые роги, то есть неограниченное владычество нечистых духов над городами и странами (ибо они разделили между собой всю землю) – в этом кто может сомневаться? Ибо одних Он изгнал со властью из людей, другие же приходили и умоляли Его, чтобы Он не повелевал им идти в бездну. Именно так написано у святых евангелистов (Мф.8:31; Мк. 5:10; Лк. 8:31). А что Он лишил владычества над нами и самого начальника нечистых духов, то есть сатану, мы легко увидим это из слов самого Христа: «ныне суд есть миру сему: и князь мира сего изгнан будет вон. И аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе» (Ин. 12:31-32). Итак, хотя Он сделался человеком, но имеет в руках, то есть в своей власти, владычество, или царства, или могущество противных сил. Если же кто захочет понимать это проще в том смысле, что Христос имеет в руках роги, то есть непобедимую и неодолимую силу, легко прободающую каких угодно врагов и беспрепятственно опустошающую и, как бы подобно быку, неудержимо нападающую; то и такое понимание будет также правильно.

Христос пришел совершить сии два дела: во-первых, уничтожить противников, которые ввели в заблуждение всю вселенную и удалили ее от Создателя Бога, похищая Ему одному подобающую славу и присваивая ее себе самим; во-вторых, возвратить спасение заблудшим и терпевшим поистине безвыходное угнетение. Но что владычество тех прекратилось и совершенно уничтожено, показал, говоря: «рози в руках его», очевидно, ниспровергающие владычество тех и как бы избодающие гордость. А что Он намерен был возвратить нам спасение, это показывает, говоря: «положи любовь державну крепости своея». Мы спасены «не от дел праведных, ихже сотворихом мы» (Тит. 3:5), не за какие-нибудь доблестные подвиги: «ничтоже бо соверши закон» (Евр. 7:19), но по благости Бога и Отца, положившего державную, то есть крепкую и великую за нас любовь Сына. «Тако бо возлюби мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16). Итак, мы спасены любовью Бога и Отца и Его Сына, претерпевшего смерть за нас. Он воскрес, разрушив державу смерти и изгладив грех наш. Посему и говорит: «болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13). Итак, державна любовь Отца, чрез которую мы избавились от смерти и греха, ничтоже бо соверши закони дьявольского владычества.

Толкование на пророка Аввакума.

Блж. Иероним Стридонский

Блеск Его как свет будет: в руках Его рога. В этом скрыта крепость Его

См. Толкование на Авм. 3:3

Лопухин А.П.

Блеск ее - как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!

См. Толкование на Авм. 3:3