Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе
Расточи, даде убогим. Под убогими разумей и здесь имеющих нужду в Божественном слове, т. е. язычников. Апостолы же, подобно земледелателям, посеяли мысленное слово. Ничто не препятствует понимать это и в историческом смысле. Правда Его пребывает в век и проч., т. е. правда Преподавшего евангельское слово.
Толкование на псалмы.
Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе
Так как пророк упомянул о милосердии, общительности и сострадательности, а между тем есть много степеней милосердия, – один подает меньше, другой больше, – то посмотрим, кого он называет милосердым: того ли, кто подает от избытка, или того, кто отдает все, что у него есть? Очевидно того, кто отдает все, кто не щадит при этом ничего. Того же требует и Павел, когда говорит: «кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.9:6). Заметь, какие превосходные выражения употребляет пророк. Не сказал: подал, или: разделил, но: «расточил», выражая и щедрость подающего, и уподобляя дело его сеянию. Действительно, так поступают сеющие, – они расточают то, что имеют и отдают видимое, чтобы получить будущее. Это лучше собирания богатства; расточать таким образом гораздо лучше, нежели собирать. Расточается имущество, а собирается праведность; расточается непостоянное, а приобретается постоянное. Подобным образом поступают и земледельцы; но они действуют не наверное, потому что от них принимает земля, а ты полагаешь в руку Божию, откуда ничто не может погибнуть. Итак, когда ты смотришь на красивое золото и колеблешься отдать его, то вспомни о сеющих, вспомни о дающих взаймы, вспомни о торгующих, которые начинают с издержек и трат, и притом каждый из них вверяет свое имущество неизвестности, потому что и волны, и недра земли, и расписки должников – все это неверно. Дающие взаймы часто теряли и сам капитал; а кто трудится для неба, тот не боится ничего подобного, но может быть уверен в целости и капитала, и процентов, если только можно назвать процентами приращение, которое гораздо больше самого капитала. Здесь капитал – имущество, а приращение – царство небесное. Видишь ли достоинство этого займа, приносящего проценты гораздо больше капитала? Это ты получишь в будущем, а в настоящем будешь наслаждаться совершенным спокойствием, не будешь подвергаться козням, охладишь страсти клеветников и завистников, проведешь всю жизнь в покое, не изнуряясь заботами о настоящем, но окрыляясь надеждою будущего. «Мощь его вознесется во славе». Чего особенно желают люди, то он часто и поставляет на вид, т.е. известность, знаменитость, которую добродетельные и там наследуют, и здесь получат в великом обилии, потому что никто не бывает столь знаменит и славен, как человек милосердый.
Беседы на псалмы. На псалом 111.
«Расточи, – сказано, – даде убогим, правда его пребывает во век». Так-то бывает с богатством: когда его расточаешь, оно тем вернее сохраняется; когда же удерживаешь и запираешь, губит даже своих обладателей. «Расточи, – сказано, – даде убогим», послушай, что следует и далее: «правда его пребывает во век». Он в один день «расточил» богатство, а «правда его пребывает» во все веки, и бессмертною соделывает память о нем.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 30.
Вот удивительное расточение? Роздал в короткое время и правда его пребывает в нескончаемые веки. Может ли быть что-нибудь блаженнее этого? Итак, умоляю, будем приобретать себе праведность милостынею, чтобы и о нас достойно могло быть сказано: они расточили, дали убогим – и правда их пребывает во век века. Поелику сказано: «расточи, даде», то, чтобы ты не подумал, будто расточенное погибает, тотчас и прибавлено: «правда его пребывает в век века», – то есть, после расточения временных сокровищ, остается правда нерасточимая, простирающаяся на всю вечность и никогда не оканчивающаяся.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 55.
Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе
«Расточи, даде убогим: правда его пребывает в век века». В каждом из сих речений предлагается желающим учение добродетели. Говорит же Пророк, что украшающийся благоговением и страхом Божиим не просто оказывает милость нуждающимся, но делает сие с великою щедростию, и подражает тем, которые не щадя сеют и расточают семена в надежде собрать рукояти. Ибо подобно сему и он ожидает приобретений правды.
«Рог его вознесется в славе». Рогом называет Пророк крепость, взяв образ от животных, которые вооружены рогами, и ими отражают нападающих. Посему сказует, что стяжавший богатство добродетели будет и силен и знаменит.
Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе
Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века
Милостивый, говорит, и праведный рассеял имение свое на нищих, где речением: рассеял, по Златоусту, выразил щедрое даяние милостыни и богатое воздаяние, какое милостыня доставляет милостивому; ибо наименовал ее семенем, рождающим сторичный плод; так как сеятели сеют на ниве семя; почему и правда милостивого, т. е. воздаяние и награда его должна пребывать всегда и быть вечною. Давид повторяешь то же для утверждения слов своих. Или правдою отдельно называет здесь доставляемую милостынею добродетель, оправдывающую милостивого.
Златословесного: Смотри, как превосходны и самые выражения у пророка; ибо не сказал: дал, или разделил, но: рассеял, чем показывает в одно и то же время и изобилие дающего и называет вещь сию семенем; так как это действие принадлежит сеятелям. Они сеют запасы свои и раздают видимое, чтобы получить будущее, что лучше собирания и такое сеяние гораздо лучше собрания: рассевается имение, а собирается праведность. Это делают и земледельцы; но они на неизвестное, так как земля принимает от них (семена). А ты в руки Божии, где ничто не может пропасть. Ибо кто на подобие земли возделывает небо, тот может быть благонадежен, как в рассуждении капитала, так и в рассуждении роста на оный, если только таковой можно назвать ростом, а не превышающим много и самый капитал,—так как капитал составляют деньги, а рост—царство небесное. Видишь ли, какого свойства сие даяние в долг? Что может быть удивительнее сего? Собираемое погибает, а расточаемое пребывает. Великого Василия: Весьма странно то, о чем имею сказать, но всего вернее. Ибо богатство, будучи удерживаемо, погибает, а расточаемое тем способом, какой заповедует Христос, не только сберегается в целости, но и воздается сторицею и великим приращением. Это показывает и Апостол: кто сеет щедро, для того щедра и жатва. Феодорита: Кто украшается страхом Божиим, тот не просто подает милостыню требующим, но и с великою щедростью это делает и подражает тем, которые сеют не скупо семена и сыплют в надежде на снопы. Исихий принимает это в высшем значении: под нищими здесь можешь разуметь алчущих Божия слова, т. е. те народы, у которых Апостолы на подобие земледельцев сеяли умственное слово.
Рог его вознесется в славе
Честь, говорит, праведника и милостивого возвысится. А что значит рог, о том мы сказали ясно в 25-м ст. 88-го псалма, изъясняя слова: и именем моим вознесется рог его.
Слова Исихия: Рог у праведных есть упование на Бога, с которым мы выходя поражаем врагов. Он и мне высок, но для многих неизвестен. Итак, он возносится во славе, т. е. в будущем веке, когда откроется, какое он имеет величие и славу. Дидима: Рогом называет Бога, ибо все праведники, надеясь на Него, говорят: Тобою врагов наших избодем рогами, так и тот, кто называется блаженным, победив врагов своих Господом, имеет рог свой, которым низложил возвышающихся. Феодорит: Рогом называет силу по подобию тех животных, которые вооружены рогами и ими защищающихся от нападающих на них. Итак, он говорит, что кто имеет богатство добродетели, тот будет силен и знаменит.
Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе
Рог – власть; она возрастает, вырабатывается в борьбе с врагами и одолевает их, блистательно (в славе) побеждает их.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе
«Он расточил» - обильно помогал всем нуждающимся. - «Рог его вознесется» - его духовное величие, его нравственная сила будет вознесена, непременно будет награждена.
Ст. 9-10 Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет
В этих последних стихах псалмопевец указывает еще на некоторые свойства праведного мужа, именно, на его щедрость и милосердие к нищим и убогим. Последним он не просто благотворит, или раздает милостыню, а расточает, то есть, щедро осыпает их милостынями. Расточити значит: (греч., лат. dispergere) «раскидывать, рассеивать, рассыпать». По заповеди Христовой (хотя во время написания псалма неизвестной), он не скрывал себе сокровищ на земле (Мф. 6:19), а, заботясь о нищих и убогих, старался о том, чтобы они не терпели никакой скудости и недостатка, и тогда правда его, или праведность, превосшедшая праведность фарисейскую и пребывающая во век века, поставила его «великим в Царстве Небесном» (Мф. 5:19) и вознесла рог его в чести и славе: не только великая награда уготована ему в будущей жизни, но и в этой жизни умножатся сила и слава его. Рог в Св. Писании употребляется в значении силы, спасительной крепости (Лк. 1:69; Пс. 131:17). Таким образом, люди, обильно подающие милостыню, не только не беднеют, а еще увеличивают свое богатство, а вместе с тем и силу, и славу, примеров чего весьма много имеется в Св. Писании (см. книги Иова, Товита) и в жизнеописаниях святых. А грешник, взирая на добрые дела праведного и на преуспевающее благополучие его, мучится завистию и злобою, исполняется гневом (прогневается), и от сего гнева и зависти поскрежещет зубами своими, обнаруживая тем досаду и печаль в сердце своем, и растает, т.е. вся его злоба обращается в ничто: желание грешника, то есть его благожелательство, погибнет.
Объяснение священной книги псалмов.